Владикавказ – город на юге России, в центральной части Северного Кавказа. Столица Республики Северная Осетия – Алания (300 тыс. чел.). Основан 6 мая 1784 г. в царствование императрицы Екатерины II как русский форпост близ осетинского селения Дзауджикау на правом берегу реки Терек «при входе в ущелье Кавказских гор». Тогда писали «Владыкавказ» – «владыка Кавказа».
И хотя Северный Кавказ не входил в черту еврейской оседлости, охватывающей ряд территорий Украины, Белоруссии, России и Польши, но, согласно указу Александра I 1804 года, европейским евреям разрешалось водворяться в Кавказской губернии, как разрешалось после третьего раздела Польши в 1795 году, согласно указу Екатерины II, расселяться пленным евреям-солдатам, служившим в армиях Польши и Литвы. Их отправляли на освоение новых земель – в Малороссию, Крым и на Кавказ.
Первые евреи, поселившиеся в то время во Владикавказе, были настоящими мастерами своего дела. Эполетчики, чемоданщики, портные, ювелиры, сапожники, часовых дел мастера, шапочники – все они весьма успешно обслуживали гарнизон крепости, так как среди местного населения недостаток в ремесленниках ощущался остро, а в Черте оседлости, напротив, таких мастеров было в избытке. Причем заселение крепости осуществлялось в ту пору «профильно» и «по разнарядке»: при городской администрации существовала специальная комиссия, где претенденты доказывали свое превосходство. Не прошедших «конкурс» под надзором полиции отправляли обратно в Черту оседлости. Так что владикавказские евреи были мастерами высочайшего класса.
Начиная с 1827 года в местном гарнизоне появились рекруты-евреи, число которых доходило до двухсот. А со временем во Владикавказе стали селиться вышедшие в отставку «евреи из нижних чинов», отслужившие 25 лет и получившие право жить вне Черты оседлости. Так в городе образовалась прослойка «служивых евреев», для которых в середине 1860‑х была построена Солдатская синагога.
Правда, на долю местных иудеев дважды выпадало серьезное испытание. В 1827, а потом в 1835 году из Петербурга пришли предписания: выселить всех евреев из города. Оба раза итог был одинаков: поскольку товары и услуги начинали дорожать, и ощущался недостаток хороших специалистов, офицеры и горожане обращались в столицу с ходатайством евреев вернуть. И тех скрепя сердце возвращали.
Первый во Владикавказе иудейский молитвенный дом был построен еще в 1865 году силами еврейской общины на улице Садовой (ныне Серобабова). Это был деревянный под железною крышею дом. В том же году он был освящен и в него были внесены 10 заповедей Моисея (свиток Торы) и другие освященные книги.
Постепенно иудеи обжились в крепости и в городе. Отношения с местным населением у них всегда складывались доброжелательные. В 1879 году был открыт хедер. Согласно архивным документам, в 1890 году в трехклассной еврейской школе занимались 76 мальчиков, изучали Тору, русский язык, идиш, арифметику, биологию. В 1885 году во Владикавказе было учреждено духовное правление во главе с казенным раввином Моисеем Визиным.
В 1880 году еврейская община выкупила участок земли и обустроила там еврейское кладбище с синагогой-часовней при нем. Деньги на строительство синагоги пожертвовал местный еврей И. М. Ладыженский в память о своей умершей дочери. Там более трех тысяч еврейских могил. До сих пор это кладбище возле СОГМА в народе так и называют – еврейским. До наших дней сохранился красивый памятник, установленный на могилах жены и дочери Ладыженского. А синагога, увы, была разрушена, от нее осталась только часть стены да плита с выбитым на ней текстом-посвящением.
В 1826 году крепость Владикавказ стала местом ссылки многих декабристов, среди которых были и братья Бестужевы, Беляевы, Пущин, Кюхельбекер, Одоевский, Лунин, Коновницын … и три тысячи сол- дат-декабристов, участников восстания. Декабристы оказали большое влияние на формирование общественной мысли и рост национального самосознания. Проездом в действующую армию здесь побывали А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, А.Н. Раевский, знаменитый хирург Н.И. Пирогов. Во Владикавказском военном госпитале он впервые в мире применил эфирный наркоз при операции.
В 1863 году Владикавказ стал столицей Терской области.
С течением времени евреи-ремесленники постепенно сменили род деятельности. В конце XIX – начале XX века они были достойно представлены в купеческом сословии города на Тереке. Особенно много было еврейских аптек, магазинов готового платья, а также «часов и золотых вещей».
В «Сборнике сведений о Терской области» за 1878 год указывается, что на 1 января 1877 года число жителей Владикавказа составляло 15 868 человек, из них евреев – 742 человека. А по первой всероссийской переписи населения 1897 года их было уже 1214. В "Терском календаре " можно посмотреть, какими видами деятельности занимались представители еврейской национальности во Владикавказе в конце 19-го начале 20-го веков.
Заметный след оставили евреи в области медицины и фармакологии. В конце прошлого – начале нынешнего веков во Владикавказе были широко известны имена врачей, специалистов по внутренним болезням: М.С. Гринфельда, Я.А. Рискина, Л.А. Савальского, B.C. Минца, Л.В. Бессера, Я.Л. Рабиновича, В.А. Тарноградского, невропатолога А.Я. Шмиргельда, акушерки Р.С. Минц, окулиста Я.В. Бершанской; дантистов П. Перлштейна, М. Резаковой.
Репутация высокопрофессионального медицинского учреждения была у лечебницы и электросветоводолечебного института доктора К.А. Исаковича с отделениями: хирургический, внутренние болезни, нервные болезни, женские болезни, родильный приют. Для лечения больных здесь использовали разного рода токи, электросветовые, гидроэлектрические, углекислые, паровые и суховоздушные ванны, душ Шарко, вибрационный электрический массаж. Лечебница была оборудована по последнему слову техники того времени.
К 1917 году в городе было четыре синагоги, еврейское кладбище, еврейская школа, клуб и еврейское кредитное товарищество. В начале 1930-х все имущество еврейской общины было конфисковано. Вторая волна репрессий началась в 1949 году: многочисленные аресты, конфискация имущества, изъятие старинных свитков Торы.
За годы советской власти Владикавказ менял свое название. Дважды (до войны и после) его переименовывали в Орджоникидзе, с 1944 по 1954 год город назывался Дзауджикау.
Во время и после войны во Владикавказе (в Дзауджикау – с 1944 по 1954 год) существовала незарегистрированная еврейская община, насчитывавшая около ста человек. Собирались в частных домах, арендовали квартиры.
В городе Владикавказе проживает единственная на Кавказе община европейских евреев, в отличие от горских (таты) и грузинских евреев, которые являются их соседями и проживают на Кавказе сотни лет.
Марк Петрушанский – отставной потомственный военный, его прадед был кантонистом, 25 лет отслужил на флоте, в 1989 году он организовал во Владикавказе еврейскую общину «Шолом», которая размещалась в небольшой комнатке.
Марк Борисович вспоминает: «Я собрал своих (народный артист, дирижер, академик): «Надевайте ордена, лауреатские значки, пойдем к президенту РСО-Алания Александру Дзасохову». Пришли к нему, говорю: «Скоро исполняется 200 лет еврейской общине Владикавказа. Прошли войны, община сохранилась. А Владикавказ – единственный город на Кавказе, где нет синагоги».
Дзасохов дал распоряжение, и в июне 1999 года общине вернули часть исторического здания Ремесленной синагоги. Больше года ушло на сбор средств, ремонт и переоборудование помещений. Деньги в основном собрали силами самой общины. Помогли министерство по делам национальностей и мэрия Владикавказа, строители республики, а также простые люди – русские, осетины. Осенью 2000 года открыли прекрасный общинный дом. После этого начался настоящий «ренессанс» идишкайта во Владикавказе. Свитка Торы в общине Владикавказа не было с тех пор, как в 1950‑х арестовали последнего раввина и конфисковали все книги. И вот 5 июня 2007 года случилось большое событие: благодаря проекту «Кешер» здесь появился свиток Торы! Он из старой Праги, ему 100 лет.
Еврейская община Владикавказа: более 500 человек по Алахе и полторы-две тысячи – по Закону о возвращении. Преобладают ашкеназы, есть три семьи горских евреев, две – грузинских и одна – бухарских. Петрушанский говорит, что с 1990 по 1999 год из Северной Осетии выехало более 700 евреев: «Но число членов общины не уменьшается. Это происходит за счет тех, кто в прежние годы скрывал национальность, а теперь решил вернуться к своим корням».
Благодарная память
Есть во Владикавказе не очень приметный, но значимый мемориал. Находится он во дворе еврейского общинного центра. Появился в 2001 году, создан на пожертвования членов общины «Шолом» по проекту ее председателя. Это памятник 288 воинам-евреям из Северной Осетии, не пришедшим с фронтов Великой Отечественной, и более чем тремстам воинам-евреям, павшим при обороне Владикавказа. Город дал стране 22 героя Советского Союза и 11 генералов. В 2007 году Владикавказу присвоено почетное звание «Город Воинской славы».
К памятнику подходит плотный пожилой мужчина. В руке – большой букет красных роз. Это Феликс Демиховский. На мраморной плите среди 288 имен находит имя своего брата Леонида. Он был шестью годами старше и в далеком 1942 году 18‑летним ушел на фронт. В сентябре Феликс с мамой Эсфирью Борисовной получили от него последнее письмо. Леонид не вернулся. Пропал без вести… Сегодня для Феликса этот монумент во дворе владикавказской общины – единственное место, где увековечена память о брате.
– В нашей республике нет конфликтов на межнациональной почве, – утверждает Марк Борисович. – За 200 лет евреи сумели пустить глубокие корни в эту землю, полюбить ее, полить своей кровью и потом сдружиться с народами этого необыкновенного края. В радости и в беде – мы всегда вместе с другими народами Осетии.
Беслан – слово, облетевшее мир и ставшее синонимом террористического беспредела. Евреев в заложниках 1 сентября 2004 года в простой школе небольшого осетинского города не было, но община Владикавказа включилась в происходящее мгновенно. Помог Израиль, и, по признанию осетин, они стали по-другому относиться к этой стране. Представители фонда «Эвен-Эзер» Алан Губаев и Аслан Джилаев осенью 2004 года сопровождали группу детей и взрослых из Беслана в реабилитационной поездке в Израиль.
Мемориальный музей памяти жертв и героев Холокоста
Владикавказ – город музеев. Но есть среди них один уникальный (единственный в России) – Мемориальный музей памяти жертв и героев Холокоста имени А.А. Печерского. Один из его основателей – Марк Петрушанский.
22 июня 2017 года состоялось его открытие. Музей создан при общинном доме еврейского общества «Шолом». В открытии музея приняли участие члены еврейской общины Владикавказа, представители национальных и общественных организаций республики.
Открывая мероприятие председатель еврейской общины Владикавказа М.Б. Петрушанский рассказал о вкладе еврейского народа в борьбе с нацизмом, о жертвах и героях Холокоста.
Музей Холокоста состоит из четырех подвальных комнат. Первая экспозиция посвящена погибшим в боях евреям, статистике убитых в концлагерях, объяснению феномена геноцида. Вторая комната – инсталляция газовой камеры. В третьей наглядно рассказывается о душегубках и прочих методах уничтожения. Четвертая комната посвящена тому, как евреи сражались за свою свободу. Она показывает историю сопротивления.
13 августа 2019 года там состоялась церемония открытия мемориальной доски Марку Борисовичу, которого не стало в 2018 (скульптор – Ибрагим Хаев). Этим музеем он гордился, собирал для него экспонаты до последнего дня своей жизни.
Этот музей никого не оставит равнодушным: более половины евреев, уничтоженных нацистами на территории РСФСР, было убито именно на Северном Кавказе. В Ростове-на-Дону – двадцать семь тысяч, в маленьком Моздоке – четыре тысячи.
Во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг. в ходе битвы за Кавказ в ноябре 1942 года на подступах к городу была разгромлена мощная группировка фашистских войск. Под Владикавказом был окончательно похоронен план «Эдельвейс» по захвату Кавказа и прорыву на Ближний Восток.
Северная Осетия была одной из стратегических целей Германии на Северном Кавказе, так как через нее открывалась дорога в Азербайджан, Чечню, Ингушетию, Грузию, нацистам было важно захватить Военно-Грузинскую и Военно-Осетинскую дороги. В сентябре 1942 года немецкие войска вторглись в Северную Осетию, их план "Эдельвейс" предполагал захват всего Северного Кавказа.
24 сентября 1942 года Германия перешла в наступление, намереваясь захватить Эльхотовские ворота и пойти по долине вдоль Терека в направлении Орджоникидзе (Владикавказа) и вдоль железной дороги «Прохладный-Грозный» по долине реки Сунжа на Грозный.
27 сентября 1942 года немецкие войска захватили Эльхотово, но у Эльхотовских ворот были остановлены. После неудачи армия вермахта пошла другим путем через населённые пункты Дзуарикау, Саниба, Майрамадаг. В районе Гизели немцы собрали свои силы для броска на Владикавказ, но попали в окружение Красной Армии. В первых числах января 1943 года занятые немцами территории Осетии были полностью освобождены.
Убийство евреев Юга России и Северного Кавказа началось летом 1942 г. В этом принимали активное участие подразделения айнзатцгруппы "D", а также полевой жандармерии, войска СС и местные полицейские формирования, действовавшие в тыловых районах группы армий "Юг". По хронологии, эта часть России была последней, захваченной нацистами. Максимальная точка продвижения немецкой армии – Чечня.
Всего же на территории трех республик, двух краев и трех областей, захваченных нацистами преимущественно летом-осенью 1942 г., погибло около 70000 евреев. Это составляет 56,3% всех жертв Холокоста на территории Российской Федерации.
23 июля 1942 года немецкие войска захватили Северный Кавказ, дальше они продвинуться не смогли. Они не успели захватить Грозный, Буйнакс, Кизляр, Дербент, где жили еврейские общины. Часть территории Северной Осетии осенью 1942 года была оккупирована, упорная оборона Владикавказа остановила наступление немецких войск.
Специалисты Центра историко-политической документации и Центрального государственного архива РСО-Алания провели значительную работу и подготовили документы, фотоматериалы о жителях региона, прошедших жестокие испытания и выживших в нечеловеческих условиях концлагерей, преступлениях нацистских оккупантов и пособников на территории Северной Осетии в годы войны. Недавно обнаруженный в фондах Республиканского Архива поименный список семей еврейской национальности, эвакуированных в 1941-1942 гг. из прифронтовой полосы в Северную Осетию и, тем самым, спасенных от Холокоста, включает 6690 фамилий. Так что Северная Осетия может по праву быть названа «Республикой Праведников народов мира».
Сейчас в Северной Осетии еврейский народ представлен общественной культурно-просветительской организацией «Мир-Шалом», которую возглавляет член Общественной палаты республики Анатолий Харин. Активисты организации ежегодно проводят памятные мероприятия, не забывая о трагических событиях в мировой истории и лично своего народа, сохраняя и передавая из поколения в поколение память о жертвах Холокоста и солдатах-освободителях, сражавшихся за мир.
Этот регион является исключительно важным с точки зрения исследования, потому что увековечена (мемориализирована) только малая часть. Есть огромное количество мест расстрелов, где предстоит еще очень много работы, пока еще имеются какие-то следы, пока можно найти что-то в архивах, чтобы дать последнюю память этим людям.
- http://jc-sholom.narod.ru/jewish.htm
- Многие фото-материалы и документы – из коллекции автора:
- https://oldvladikavkaz.livejournal.com/126843.html
- https://lechaim.ru/ARHIV/207/karpenko.htm
- https://vladgazeta.online/memorialnyj-muzej-pamyati-zhertv-i-geroev-holokosta/
- https://blagos.ru/content/episkop-leonid-prinyal-uchastie-v-otkrytii-muzeya-holokosta
- https://www.kavkaz-uzel.org/articles/372247/
- https://jhist.org/shoa/hfond_117.htm
- Yadvashemrussian, https://www.youtube.com/watch?v=_HiWBWqcSu8
- https://opalania.ru/2023/01/27/холокост-память-без-срока-давности/