ЛЮБАВИЧИ

Первый совместный проект Иудейско-Христианского диалога в России

Пришел ребе Меир и основал Любавичи

На самом западе России, недалеко от границы с Беларусью, находится деревня Любавичи. Любавичская волость существовала ещё до 1611 года в составе Смоленского княжества, а сами Любавичи, возможно, образовались еще до присоединения к Литве в 1404 году.

Границы часто смещались, и древнейшее поселение до 1654 года принадлежало Речи Посполитой,  а позже вошло в состав Могилевской губернии. В 1860 году в этом типичном штетле (местечке) проживало более полутора тысяч человек. Здесь имелся кожевенный завод, проходили крупнейшие в Могилевской губернии ярмарки: Петро-Павловская и Крещенская, которые считались лучшими в губернии. Длились они по целому месяцу, а товаров отовсюду привозили ни много ни мало на 1,5 миллиона рублей. Для сравнения: килограмм меда в то время стоил 30 копеек.

Но мировую славу селу принесли  не торговые дела. Хасидские легенды донесли до нас имя основателя Любавичей. Его звали ребе Меир. Он принадлежал к той категории праведных евреев, которые желали жить только собственным трудом. Его семья и еще три семьи отправились в путь, чтобы найти такое уединенное место, где бы можно было осесть и питаться трудом своих рук. Еврейским странникам понравился этот уголок земли, и они взялись за работу. Валили в лесу деревья, строили дома. Ребе Меир отличался большой любовью к людям: евреям и не евреям. Евреи жили в мире со своими соседями. Из поколения в поколение люди передавали любимую поговорку ребе Меира: «Кто люб людям, тот найдет милость и в глазах Всевышнего». От этого «люб» и произошли Любавичи.

Местечко стало символом братской любви, любви к евреям и не евреям, а вернее ко всем Божьим созданиям, любви к Творцу всего мироздания. Именно благодаря этому выпала на долю Любавичей великая честь стать в дальнейшем духовным центром движения, руководство и авторитет которого получили признание всего еврейского мира.

В Любавичах проживало сто десять еврейских семей (дворов) и была синагога до того, как в 1813 году сюда переселился ребе Дов Бер, сын Шнеура Залмана из Ляд, основателя хасидского движения ХаБаД.  Движение было названо «любавичским» (ХаБаД-Любавич, Любавичский хасидизм). Здесь был его крупнейший центр, иешивы, огромная библиотека древнееврейских книг и рукописей. Она просуществовала вплоть до 1915 года: знаменитая, являющаяся одним из памятников религиозной культуры мирового значения, известная как «библиотека Шнеерсона». Двор Шнеерсонов существовал с 1813 по 1915 годы. Сто два года и два месяца Любавичи являлись резиденцией четырех поколений любавичских ребе.

Ныне ХаБаД – третье по численности хасидское движение, в 65 странах работают более 1300 его организаций. ХаБаД – это аббревиатура слов Хохма, Бина, Даат, что значит – Мудрость, Постижение, Знание. Или так: Хохма – первый проблеск мысли, Бина – ее развитие, Даат – связь мысли со Всевышним. 

Любавичских ребе уважали. Здесь похоронены третий и четвертый любавичские ребе – Менахем Мендел и Шмуэль Шнеерсон. В крошечное село на смоленской земле и сейчас съезжаются иудеи со всей планеты помолиться Всевышнему.

Пришли немцы и поубивали всех

Основатель ХаБаДа ребе Шнеур­ Залман, которого звали «Алтер ребе», во время войны с Наполеоном поддержал российскую армию, призвал помогать русским войскам и в обозе генерала Неверовского уехал от наступающих французов. Известно, что в 1812 году здесь в течение двух недель стоял корпус наполеоновского маршала Груши. Есть и свидетельства того, как встретили местные евреи французов, и это тоже героические страницы:  в округе организовалась целая сеть добровольных разведчиков в пользу России, из рук в руки и из уст в уста передавалось воззвание с призывом оказывать сопротивление французскому неприятелю.

Во время Первой мировой войны, в 1915 году, когда царское правительство повсеместно выселяло евреев из прифронтовой полосы, обвиняя в тотальном шпионаже и пытаясь сделать виноватыми за неудачи русской армии, Двор Пятого Любавичского Ребе съехал из Любавичей.

В 1851 году в Любавичах было пять синагог, пять хедеров, функционировало двухклассное еврейское училище первого разряда. В 1881 году евреям принадлежали 238 домов из 382. В 1897 году здесь проживало 1600 евреев. Главными источниками их доходов были торговля льном и предоставление ночлега многочисленным хасидам, приезжавшим к своему ребе.

В начале 1920-х годов религиозные евреи подверглись гонениям со стороны Евсекций (еврейских коммунистических секций ВКП(б)). В декабре 1929 года в Любавичах был организован колхоз «Красная Армия». В 1939 году на территории Смоленской области проживали 32 950 евреев.

Тяжелый удар хасидизму был нанесен во время Холокоста. Многие общины полностью уничтожили нацисты, а бывшие еврейские местечки утратили еврейское население и культуру. Исторические постройки двора Любавических ребе были уничтожены в период немецкой оккупации, само местечко в конце 1943 года сожгли отступавшие немцы.

В 1941 году в Смоленской области нацисты создали 15 гетто – больше всего на территории РСФСР. Истребление евреев производилось айнзацгруппой В и местной полицией. Всего в 48 населенных пунктах области было уничтожено более 18 тысяч евреев, жителей области и Белоруссии, а также 1000 евреев Польши.

27 сентября 1941 года в Любвичах организовали гетто, которое состояло из 19 небольших домов, в каждом из которых находилось около 25 человек. Нацисты называли Любавичи «святым городом Иеговы, раввинов и ритуальных убийств» и считали, что с ними нужно обращаться с особой жестокостью. Старых религиозных евреев подвергали изощренным пыткам. Им выдергивали щипцами волосы из бороды, ежедневно устраивали публичную порку, заставляли танцевать на свитках Торы. Часто эти издевательства заканчивались расстрелами.

80 лет назад 4 ноября 1941 года на окраине поселка, рядом со скотобойней, все еврейское население Любавичей убили. Расстреляли или зарыли живыми 483 человека. Убивали на глазах последующих, ложившихся на их трупы. Истребили полностью семьи Минкиных, Молочниковых, Булановых, Блинчиковых, Погост и другие…

Из протокола осмотра места захоронения любавических евреев от 10 октября 1943 года, проведенного майором юстиции Гинзбургом в присутствии жителей местечка Любавичи: «В двадцати пяти метрах восточнее здания бойни раскопан курган длинной 25 метров, шириной – 11 метров, и высотой – 5 метров. Была проведена эксгумация. Трупы мужчин, женщин и детей от грудного возраста до глубоких стариков. Трупы детей по большей части в объятиях взрослых. В подавляющем большинстве трупы имеют пулевые повреждения в области затылочных, теменных и височных костей с дефектами разной величины. Часть трупов имеют обширные разрушения черепа от ударов тупыми предметами».

Свидетелей страшного преступления нацистов и их пособников в Любавичах почти не осталось. Раиса Ефимовна Гронская (Полякова): «Я 1929 года рождения. Здешняя. До войны Любавичи были гораздо больше, чем сейчас. Половина населения была еврейской, половина – русской. Нашими соседями были евреи Мейлах, Фрида. Когда родителям что-то надо было – обращались к Мейлаху, он всегда помогал. Когда немцы наступали на Любавичи, Фрида плакала и причитала: «Придут немцы, нас поубивают». Знала, наверное, что они творили в других местах. Уйти из Любавич мало кому удалось. Семьи большие, дети, старики, куда с ними тронешься с места.

На улице Шиловской немцы сделали гетто для евреев. Заставили их нашить желтые лапики на одежду на спину. Евреи делали самую черную и тяжелую работу, ничем их не кормили. Кто что доставал, кому соседи что-нибудь подкинут – тем и питались. Немцы уехали и всем распоряжались местные полицаи.

3 ноября в Любавичи приехал немецкий карательный отряд. Всех евреев из гетто вечером загнали на огороженную площадку перед церковью. И здесь они простояли всю ночь. Их охраняли. А утром погнали на расстрел. Они шли по нашей улице. Все знали, куда их ведут. Мама прогнала нас от окна. Плакала и говорила: «Не смотрите. Людей на живую смерть ведут. Гнали их с собаками немцы и полицаи. Много было стариков, женщин и детей – девочек, моих подруг. Страшно вспоминать об этом».

Татьяна Борисовна Буравская, 1911 года рождения, вспоминала: «В детстве я жила в Черном переулке. Рядом с нами жили четыре еврейских семьи. Помню Давида, Шифру, Арона Мемухиных. Арон был портным. Его сын, Еська Аронович, работал в любавичской швейной артели. Арон Мемухин шил мужскую одежду. Его дочь, Ривка Ароновна, вязала чулки, носки, перчатки и т. п. Помню, как она выходила замуж. Была еще одна соседка – Стера. Она пекла хлеб и обеспечивала им многих жителей. В крайней избе жила Сейна (Соня). Она шила женское пальто, а мы, дети, возле нее подбирали тряпочки, лоскутки для кукол. Вообще евреев в Любавичах было больше, чем русских.

Вскоре пришли немцы. Швейную артель разбомбило, но магазин уцелел. Евреев стали собирать вместе. В один из первых ноябрьских дней колонну евреев погнали по Шоссейной улице (от церкви до больницы). Многие умерли от издевательств и насилия до расстрела. К месту расстрела шли телеги с престарелыми, больными, ранеными и убитыми в пути. Местным жителям запретили выходить из дома. В тот день расстреляли 483 еврея. Позднее на этом месте расстрелы и захоронения продолжались.

Удалось скрыться нескольким детям, в том числе соседскому восьмилетнему мальчику Мееру Кагану. Его мать готовила мальчику побег. С ним была запасная смена белья, баночка масла и хлеб. Но мать не сказала сыну самого главного, чтобы он бежал не к людям, а подальше от Любавичей, в лес, в поле. Меер бежал, полз и добрался до нашего огорода, где его забрал полицай. То же произошло и с другими детьми. Их собрали в один дом, потом расстреляли, тела бросили на тела расстрелянных матерей и родных».

 Пришли христиане и вернули всем память

В 2002 году молодежная экспедиция Центра «Холокост» и студенты из Германии при участии Дмитрия Леванта и местных властей установили памятный знак на месте казни, на котором написано: «На этом месте будет сооружен памятник 483 евреям местечка Любавичи, расстрелянным фашистами и их пособниками 4 ноября 1941 года».

В апреле 2011 года из-за подвижки грунта не выдержало крепление камня, и он упал. Пришло время исполнить обещание.

К 70-летию расстрела по инициативе фонда «Эвен-Эзер» в рамках проекта Российского еврейского конгресса и Центра «Холокост» «Вернуть достоинство», при поддержке организаций российских протестантов и евангельских христианских церквей России на месте убийства был построен мемориал.

Но прежде была собрана комиссия, которая 31 мая посетила Любавичи с целью согласования организационных и финансовых вопросов сооружения памятника жертвам Холокоста в Любавичах. В состав делегации входили директор фонда «Эвен-Эзер» Борис Васюков, 1-й заместитель мэра Смоленска, руководитель отделения РЕК в Смоленской области Дмитрий Левант, сопредседатель Центра «Холокост», член Президиума Российского еврейского Конгресса (РЕК) Илья Альтман; авторы проекта памятника в Любавичах, представители протестантских христианских организаций Смоленска, члены поискового отряда «Эдельвейс». 

Дмитрий Клембо  – руководитель смоленского поискового отряда «Эдельвейс» – определял границы захоронения. В некоторых местах щуп погружался только на полметра – там были кости... люди лежали рядами... Пробив сквозь заросли кустарника и крапивы тропинку к оградке, стало понятно, что люди лежат и под тропинкой...

Но еще раньше, 22  мая, был объявлен конкурс проектов и проектных идей, презентация которых прошла 22 июня в Мемориальной синагоге на Поклонной Горе. Архитектор Владислав Кондратьев и скульптор Алексей Замлелый представили эскизы и макет будущего мемориала, который всем пришелся по душе. Он и был сооружен усилиями христиан-протестантов России. Это первый в истории России проект в рамках Иудейско-Христианского диалога в России по программе РЕКа «Вернуть достоинство».

Строительство шло с конца июня по ноябрь 2011 года.

10 ноября 2011 года состоялась торжественная церемония открытия мемориала памяти 483-м евреям деревни Любавичи Смоленской области, уничтоженным немецкими нацистами и их пособниками.

В открытии мемориала приняли участие представители администрации Смоленской области и Смоленска, руководство Российского еврейского конгресса, Российского Центра «Холокост», посольств Израиля и Германии, епископы и пасторы евангельских христианских общин, представители средств массовой информации. Более сотни человек приехало на открытие мемориала из Москвы и Смоленска (половина из них – христиане). Всего же на месте мемориала собралось около 200 человек.

«…Известие о том, что христиане России строят мемориал погибшим евреям, уже достигло Израиля, многих еврейских общин США и Европы. То, что происходит сегодня в Любавичах, не имеет аналогов в мире. Впервые евреи доверили христианам прикоснуться к памяти безвозвратно исчезнувших в бездне Холокоста и всеми забытых на 70 лет их предков. И, может быть впервые, вместо религиозной гордости, надменности или просто равнодушия они вдруг встретили понимание, увидели реальные дела, они нашли друзей, любящих и благословляющих их не только на словах.

Сегодня сюда приходит новое поколение христиан, которые своим участием в сохранении памяти о безвинно убитых, хотят сказать живым и мертвым детям Израиля: «Простите нас».

После Холокоста и после того, как на карте мира вновь появилось государство Израиль, христианство уже не может оставаться прежним», – сказал координатор Рабочей группы Иудейско-Христианского диалога Борис Васюков.

На центральной части мемориала рядом со списком увековеченных в граните убитых евреев высечены строки стихотворения израильской поэтессы, отец которой был прямым потомком третьего Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона Зельды Шнеерсон-Мишковски.

У каждого человека есть имя, данное ему Богом,
данное ему матерью и отцом.

У какого человека есть имя, данное ему его походкой и улыбкой;
и одеждой его.

У каждого человека есть имя, данное ему горами
и стенами дома его.

У каждого человека есть имя, данное ему грехами его,
и тоской его.

У какого человека есть имя, данное ему врагами его,
и любовью его.

У каждого человека есть имя, данное ему праздниками его,
и трудами его.

У каждого человека есть имя, данное ему временами года,
и слепотой его.

У каждого человека есть имя, данное ему морем,
и данное ему смертью его.

 

http://callofzion.ru/pages.php?id=733

http://www.rabochy-put.ru/society/journey/7026-ljubavichi.mesto-gde-obshhajutsja-s-bogom....html

http://www.holomemory.ru/place/210?region=2

«Любавичи – место, где общаются с Богом» («Рабочий Путь», 19.03.09)

«В местечке Любавичи – вместо эпилога» Записал М. Грубиян.

Отрывок из «Неизвестной Черной книги» – Иерусалим, 1993. Москва. – С. 270-271.

https://starcom68.livejournal.com/1982848.html?view=comments

 

(журнал "Зов Сиона", №100)

https://zovsiona.ru/callofzion/journals/callofzion_100_2022.pdf