БОГДАНОВКА – 

скорбный символ Холокоста горских евреев

 

 

В нацистской Германии серьезно изучали проблему происхождения горских евреев. Во Франции они столкнулись с евреями из Грузии, Средней Азии, Ирана и Афганистана. Их не отправили в лагеря уничтожения.

Но к концу 1941 года в брошюре с грифом “Для служебного пользования“ под названием “Список наций, народов и народностей, живших в СССР“ горские евреи названы просто евреями. Профессор Г. Киттель, к которому обратились нацисты, ответил, что вопрос сложный и ответить на него можно только проведя исследования на месте.

23 июля 1942 г. немецкие войска захватили Северный Кавказ, дальше они продвинуться не смогли. Они не успели захватить Грозный, Буйнакск, Кизляр, Дербент, где жили еврейские общины.

На занятой территории было два центра с поселениями – еврейский колхоз в Богдановке под Моздоком и Менжинск.

Богдановка

Село Богдановка расположено в 60 км от города Моздок. Нацистская оккупация этого района продолжалась семь месяцев. К 1942 году в селе насчитывалось 200 дворов, 150 из которых занимали семьи горских евреев.

В 1935 году на языке идиш была опубликована книга С. Блумбера «Евреи в СССР», где описывается это село: «В колхозе Богдановка на 1933 г. насчитывалось 125 семей горских евреев – 700 душ. В этом же 1933 г. через село был проведен оросительный канал. Колхоз имел 1500 га под посевом разных культур, из них 1200 га резервные, а 1000 га были заняты под огород колхозников. В хозяйстве колхоза имелось: 36 лошадей, 480 овец, 13 коров, 35 телят и 10 волов. В разные годы колхоз возглавляли: Сафрон Израев, Изро Тугли, Шомоил Матаев и перед самой войной осетин Варзелов».  

Во время боев в Богдановку собрались горские евреи из соседних деревень, они хотели быть вместе со своими соплеменниками в тяжелые дни. Богдановка была захвачена в начале сентября 1942 г. Немецкие солдаты первое время не делали различия между евреями и другими жителями. Но и здесь нашлись местные жители, которые разъяснили немцам, что в деревне много евреев.

20 сентября 1942 года накануне Йом-Кипура, всех евреев согнали в деревенский клуб. Наутро отобрали крепких мужчин и парней, дали им лопаты и велели вырыть большую яму за околицей. В полдень, когда яма была готова, мужчин расстреляли прямо в ней, а через несколько часов к яме пригнали стариков, женщин, детей. Жители деревни позже рассказывали, что старики при этом громко молились, женщины и дети плакали. Стреляли очередями, потом стали слышны одиночные выстрелы. Видимо, добивали раненых. В тот день на околице Богдановки было расстреляно около 470 горских евреев. Несколько десятков евреев спасли русские крестьяне из соседних деревень. После освобождения Богдановки спасшиеся евреи установили памятник на месте расстрела, но жить здесь они больше не могли. (https://gorskie.ru/juhuro/history/item/5673-gorskie-evrei-zhertvy-kholokosta)

Рассказ субботницы Доры, свидетельницы расстрела жителей Богдановки, о котором она поведала Матаевой Лизе, вернувшейся в разрушенный колхоз: «22 октября, в ночь на Йом-Кипур, немцы приказали евреям Богдановки взять с собой в дорогу не более 20 кг поклажи. Им на руки привязали красные повязки с шестиконечными звездами. Была вырыта большая яма, через нее переброшена доска. На середину доски выводили по несколько человек и расстреливали, так погибло 470 человек».

При содействии местных предателей нацисты расстреляли всю общину – 472 человека. Долго дышала земля, несколько суток сельчане слышали стоны. На 15 грузовых автомашинах взвод немецких солдат вывез несчастных на окраину села. Мужчинам и женщинам вручили лопаты, и заставить рыть землю, затем нацисты стали стрелять.

Рассказывает очевидец событий Сергей Амирамов: ”Был такой случай. Русская женщина спасла девочку Алису Призову. Она была единственным свидетелем на суде, когда судили предателя и убийцу Федора Шифера в 1964 году в станице Курской Ставропольского края. А меня спасла русская женщина Клава, она, когда бабушку и дедушку, моих родственников вели к машине, подошла, взяла за руку, увела к себе домой и спрятала на сеновале. Мне было пять лет. Там же, на сеновале были девочка и два мальчика. 18 человек моих родных в этой могиле. Еще счастье, что мама и братья были в Грозном“.

По поводу горских евреев нацисты думали, что с ними делать. В тех населенных пунктах, где местное население доносило немцам, что это еврейские семьи, их расстреляли. Горско-еврейская община каждый день ожидала, что их расстреляют. Свидетельства пожилых людей поражают покорностью судьбе. Родственные узы не давали спасаться в одиночку. Горские евреи Нальчика чудом уцелели. Причины этого чуда до сих пор исследуются.

В Кабардино-Балкарской Республике 6 декабря 1942 года был создан национальный совет, который возглавил кабардинец, адвокат Семен Шадов. К нему за помощью обратились горские евреи во главе с Маркелем Шабаевым.

Семен Шадов, в свою очередь обратился к фельдмаршалу фон Клейсту (его штаб находился в Кисловодске) и к его представителям в Нальчике. Семен Шадов писал им, что “горские евреи – это горский народ“. Была создана комиссия по данному вопросу, они посетили дома, убедились, что традиции горских евреев не отличаются от образа жизни кабардинцев. Им показали национальные танцы, были приготовлены блюда горско-еврейской кухни, подносили от горских евреев деньги, драгоценности. Все делали, чтобы спасти общину от фашистской расправы.

Но даже в этих условиях, когда жизнь висела на волоске, община жила по еврейским традициям. Здесь веками рождался человек евреем и умирал евреем. Покойный ныне раввин Амиров и его сподвижники, рискуя жизнью, решили похоронить религиозные реликвии до лучших времен. Верили, что чудо произойдет. Всё положили на носилки, придали вид покойника. Понесли на кладбище, мимо штаба гестапо. Каких нервов это стоило! После освобождения города реликвии снова доставили в синагогу.

Жительница Нальчика Р. Симахова вспоминала, что немцы пришли к ней домой и просили кастрюлю, чтобы сварить свинину, но она отказалась дать. “Мы свинину не едим“, – но они все равно забрали, а ее спасло то, что кабардинцы-мусульмане тоже не ели свинину. Другая вспоминает: “Я с девочками кабардинками пошла за терном и нас увидели русские мальчики, наши соседи. С ними был один эсесовец. Они чинили машину. Они что-то сказали этому эсэсовцу. Мы увидели подводу и парня-кабардинца. Девочки ему сказали: «Али, быстро возьми ее на подводу, ее выдали». Он привез меня домой. Всю ночь мы ждали немцев, что придут“.

Евреи, зная прекрасно кабардинский язык, уезжали в кабардинские села. Их прятали, кормили, спасали, как могли.

Мне рассказывали, как 16-летняя замужняя беременная женщина с семьей мужа, который был на фронте, жила в семье кабардинцев в селе Зарагиж. У них было шестеро своих сыновей, из них двое были на фронте. Один из сыновей предупредил еврейскую семью, что им надо уйти ночью, потому-что утром их как евреев расстреляют. Он работал в полиции. Его отец дал лошадь с повозкой и своего 15-летнего сына – так спасли еврейскую семью. А ведь они рисковали жизнью всей своей семьи.

Из селения Исламей уходил на фронт Шалумов, оставляя жену и четырех сыновей. Он просил своих друзей кабардинцев, если он не вернется живым с фронта, не оставлять его детей. Во время бомбежки жена ослепла и вскоре умерла. Их детей забрали чужие люди. Полицай из села решил их выдать фашистам. Аксакалы (совет старейшин) предупредили его, чтобы он не делал это. Детей спасли.

О том, что пережили евреи во время оккупации, есть в сохранившихся документах и воспоминаниях очевидцев. Грабили, забирали все и при этом говорили, что скоро всех евреев расстреляют. Выгоняли на работы, заставляя рыть траншеи и ямы, где собирались всех евреев расстрелять,

Комиссия занималась вымогательством, и люди откупались, как могли – тем самым тянули время. Был приказ фон Клейста, что горские евреи – кавказское племя. На суде в марте 1963 года над военными преступниками, некто Вольфганг Рейнхольдс свидетельствовал: “Я занимался в-основном горскими евреями. На основе литературы подготовил справку, где писал, что горские евреи – это таты, они являются такой же народностью Кавказа как и прочие горцы“.

Богдановка. Сегодня там стоит памятник. Поставили его родственники погибших, живущих в Нальчике, Пятигорске, Кисловодске. А занимался установлением памятника уроженец Богдановки С.А. Инотаев. Для ветерана война закончилась только в 1992 году, когда удалось поставить памятник и написать на табличке поименно всех расстрелянных. Каждый год перед днем Победы члены общины выезжают на место массового захоронения евреев, чтобы дать дань памяти павшим, читая Кадиш.

И нам надо, пока живы очевидцы, записать, все, что они помнят.

Светлана Данилова

https://gorskie.ru/juhuro/history/item/5063-kholokost-na-severnom-kavkaze

 

Для справки. Из книги А. Рафаилова «Заживо погребённые»: «Перед вторжением в СССР фашистская Германия изучала проблему горских евреев. Германский институт по изучению зарубежных стран опубликовал брошюру, где было отмечено, что живущие на Кавказе горские евреи были названы просто евреями. В подобной же брошюре, изданной штабом СС в 1942 году, евреи Кавказа тоже причислялись к еврейской нации, их определяли как помесь кавказских, восточных народов и множеством других племен с евреями, которые пришли на Кавказ VIII в. до н.э.

МИД Германии изучил мнение профессора Эйдера, который утверждал, что иудеи Кавказа, Ирана, Афганистана не являются евреями по происхождению. Мнение профессора было опровергнуто, и был сделан запрос в Берлин, оттуда получен ответ: «Нет никакой разницы между собакой белой и черной, собаке собачья смерть».

https://stmegi.com/gorskie_evrei/posts/69697/bogdanovka-i-menzhinskoe-skorbnye-simvoly-kholokosta-gorskikh-evreev/

 

 

 

МЫ ПОМНИМ!

Курсы для протестантских верующих, организованные в 2012 году по инициативе рабочей группы Иудейско-Христианского диалога в России и научно-просветительного центра «Холокост» помогают лучше узнать историю Холокоста в своем регионе, развивать взаимоотношения с местными жителями и администрациями мест, транслировать христианские ценности обществу.

 

16 июля 2021 года после защиты итоговых работ выпускники курсов из Владикавказа совершили поездку по местам захоронения евреев, жертв Холокоста, в своем регионе.

Вместе с командой мы посетили село Богдановку и Степное Ставропольского края. На месте захоронения молились и вслух читали имена погибших, а также возложили цветы. Своими силами произвели уборку и привели в порядок памятники и надгробные плиты.

От имени церкви произнесли слова покаяния, а представитель немецкого народа Терезия Иванова помолилась и также принесла слова покаяния. На каждом мемориале нам помогали местные жители. Представители администрации рассказывали, как происходили расстрелы.

В акте Чрезвычайной государственной комиссии говорилось, что в селе Богдановка Курского (ныне Степновского района) нацисты предположительно в декабре 1942 года истребили все население двух местных колхозов, состоявших из горских евреев, в количестве 850 человек, включая женщин, детей и стариков.

19 сентября 1942 года в селе Степное Ставропольского края произошло массовое убийство еврейского народа. В основном это были эвакуированные люди, по пятам которых шли немецкие захватчики. Поэтому на памятнике вместо 600 имен, всего 32.

Эта поездка дала нам понимание важности участия верующих евангельских церквей в делах памяти на местах Холокоста в своих регионах.

Николай Кобзев – руководитель фонда «Эвен-Эзер» в Южно-Федеральном и Северокавказском округах

 

В числе расстрелянных в Богдановке и погребенных заживо были:

 

Абрамовы – три семьи (11 душ)

Амировы – две семьи (5 душ)

Ашуровы – две семьи (8 душ)

Бельхиявы – семья (7 душ)

Гарелики – три семьи (19 душ)

Давидовы – четыре семьи (23 души)

Дармаевы – семья (6 душ)

Инотаевы – три семьи (21 душа)

Ифраимовы – семья (2 души)

Исаковы – две семьи (7 душ)

Ильдаровы – две семьи (17 душ)

Израевы ­– пять семей (25 душ)

Кроник – семья (6 душ)

Кишеевы ­– пять семей (28 душ)

Матаевы – восемнадцать семей (113 душ)

Мурзахановы – семья (2 души)

Новаховы – три семьи (15 душ)

Назаровы – две семьи (9 душ)

Пинхасовы – восемь семей (44 души)

Призовы – три семьи (19 душ)

Рабаевы – три семьи (10 душ)

Фельдманы – две семьи (7 душ)

Шауловы – три семьи (8 душ)

Шамиловы – девять семей (35 душ)

Яшагиевы – две семьи (10 душ)

16 душ – фамилии не установлены

Осталась в живых девочка 15 лет – Алиса Призова, спасенная старой русской женщиной, фамилия которой так и осталась неизвестной. Она была единственным свидетелем на суде, когда судили предателя и убийцу Федора Шифера в 1964 году в станице Курской Ставропольского края.