АРЗГИР

В сентябре 1942 года было расстреляно 695 человек, из них еврейского населения 675 душ.

Село Арзгир находится на восточной окраине Северного Кавказа, на расстоянии почти 200 км от краевого центра города Ставрополь. Основанное в 1876 году, село было заселено переселенцами из Малороссии и центральной части России, прежде всего крестьянами, получившими свободу от крепостной зависимости в 1861 году.

В годы советской власти в селе было создано несколько колхозов, которые занимались преимущественно сельским хозяйством.

В годы Второй мировой войны Арзгир стал одним из мест расселения эвакуированных из западных регионов страны людей, а также приютом для беженцев, большинство из которых были евреи. Село около пяти месяцев находилось в немецкой оккупации.

В один из дней сентября 1942 года в селе Арзгир между Арзгирской и Козинской балками, над беззащитными женщинами, детьми и стариками фашисты устроили жестокую расправу. У оврага им приказывали сложить свои вещи в одном месте. Несчастных подводили к краю оврага и хладнокровно убивали выстрелами в затылок.

По данным ЧКГ в «…Арзгирской балке в сентябре 1942 года по приказу немецкого командования и жандармерии было расстреляно… 695 человек, из них еврейского населения 675 душ, русских 15 душ, из них партизан 4 человека и остальные мирные жители, молдаван 5 человек». Жертвами нацизма стали практически все эвакуированные евреи, которые остались в оккупированном селе.

Благодаря кропотливой работе краеведов удалось установить имена восьми жертв массовой казни. В этом месте упокоились: Ита Хаимовна Гершкович, Сарра Моисеевна Гершкович, Софья Заславская, Мойша Портной, Фаина Мойшовна Портная, Портной (сын), Блюма Фридман, Ита Аврумовна Фридман.

Из воспоминаний очевидцев:

«Две маленькие девочки, которых привели на расстрел в Арзгирскую балку, держались за ручки и долго не могли понять, что же здесь происходит. Почему так громко хлопают автоматы, а потом в яму падают тети и дяди, которые недавно шли по селу в одной колонне с ними. Когда их тоже вывели из толпы и поставили на краю той ямы, они присели и еще крепче сжали ладошки. А потом одна из них обернулась к дяде с автоматом, пособнику нацистов Суслину, и спросила: «Дяденька, а мы правильно сидим? Вы только скажите…». И тогда дяденька-полицай, мужик тертый, пьющий и многое в жизни повидавший, бросил свой автомат и побежал к машине, возле которой стоял, покуривая, нацист Герберт Граберт… Вынув пистолет, тот хладнокровно расправился с девочками, а потом начал расстреливать остальных. Два тельца скатились в яму…».

Это лишь один факт из кровавой биографии нациста Граберта. В 1976 году Берлинский суд вынес приговор о пожизненном заключении Герберту Максу Граберту, солдату вермахта, который в 1942-м был в составе оккупационных войск в Орджоникидзевском крае. Эпизод с расстрелом девочек он вспомнил на суде.

«В день, когда расстреливали евреев, – рассказывал очевидец А.А. Нестеренко, – я подменял отца на пастбище неподалеку от того места, где видны были люди и откуда раздавались выстрелы. На мой взгляд, там было несколько сот человек. Потом мне рассказали, что каратели (а это были несколько немцев-эсэсовцев, бендеровцы в голубой форме и полицейские) из числа обреченных создали похоронную команду для поточного уничтожения. После расстрела трупы прикидывали тонким слоем земли. Таким образом уничтожали и закапывали следующую группу. Последней расстреляли похоронную команду. Крики и выстрелы со стороны оврага слышались це­лый день.

К вечеру выстрелы у оврага стихли. В метрах двадцати от места расстрела, где рос густой камыш, поднялся столб чёрного дыма. Как мне потом удалось узнать, на этом месте каратели сожгли одежду расстрелянных, которая им не понадобилась». 

Овраг был местом для расстрела вплоть до бегства гитлеровцев в начале января 1943 года.

Простые арзгирцы, как могли, старались помочь обречённым. Некоторым удалось укрыть от оккупантов детей. Иван Палагута и его жена Прасковья укрыли у себя дома чудом выжившего в массовой казни раненого мальчика Ивана 9-ти лет из семьи Бортниковых, эвакуированной из Кишенева. На глазах Вани в Зунде Икибурульского района расстреляли маму, 9-ти месячную сестричку, двух братиков, дедушку, бабушку, стреляли и в него самого. На заре он очнулся, посмотрел вокруг: на маминой груди лежала малышка. Все были мертвы, а он ранен в бедро. Прошел много километров по степи, ночуя в сараях, чабанских арбах, пойманный вновь фашистами и спрятанный на все месяцы оккупации семьей Ивана и Прасковьи Палагуты, остался жив. После войны Ваня был усыновлен этой семьей. В 2001 году чете Палагута в Израиле посмертно присвоено звание «Праведник народов мира».

По законам послевоенного советского времени на месте массового расстрела «мирных советских граждан» в Арзгирской балке был сооружен памятник на средства, собранные комсомольцами района. Он был торжественно открыт 29 октября 1968 года в день 50-летия ВЛКСМ. На плите памятника выбиты слова: «Современники и потомки, склоните головы: здесь погибли те, кто не стал на колени перед врагом. От благодарных арзгирчан».

С этого времени ежегодно юные пионеры и комсомольцы села проводили траурное мероприятие – факельное шествие к памятнику накануне празднования очередной годовщины победы в войне. Произнося  торжественные слова в память о «мирных советских гражданах, зверски замученных фашистскими оккупантами», селяне в народе прозвали этот памятник еврейским. Традиция ежегодных факельных шествий продолжалась в селе до распада СССР.

8 сентября 2012 года на средства администрации Арзгирского сельского совета на памятных стелах были торжественно открыты две мемориальные плиты. Инициатор создания плит – краевед Анатолий Карнаух, участники проекта «Вернуть достоинство»: Российский еврейский конгресс и НПЦ «Холокост» с участием еврейской общины Ставрополья. На монументе восемь имён, выявленных краеведом А. Карнаухом благодаря помощи НПЦ «Холокост» и музею Яд Вашем (Иерусалим). Позже в музее истории села Арзгир им. В.Д. Пономаренко были найдены еще три имени: Хуста Иосифу, его сыну Люсику и дочери Поле сказали, чтобы они собирали вещи для переезда в другое место на работу, но их расстреляли в Арзгирской балке.

Арзгирская балка – это длинный овраг в чистом поле. Его протяженность несколько сотен метров, глубина – от 3 до 7 метров. Именно здесь находится одно из крупнейших на Ставрополье захоронений жертв Холокоста.

Когда в сентябре 1942 года нацисты сбрасывали в овраг тела расстрелянных, их присыпали землей. Почвы здесь мягкие, песчаные и в послевоенные годы после сильных дождей из оврага вымывались кости, которые находили вблизи этого страшного места. Так продолжалось с 1940-х годов до недавнего времени.

В начале августа 2016 года Арзгирскую балку посетил раввин Хизкия Калманович – известный в Израиле специалист по еврейским захоронениям, специально прибывший по приглашению Российского еврейского конгресса. Во время осмотра оврага его сопровождали руководители администрации Арзгирского района, раввины, представители общественных организаций, в том числе фонда «Эвен-Эзер», местные жители.

По итогам поездки в Арзгирскую балку прошла онлайн-конференция. В обсуждении участвовали рав Калманович, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт, национальный директор фонда «Эвен-Эзер» в России Борис Васюков, сопредседатель НПЦ «Холокост» Илья Альтман, глава еврейской общины Пятигорска и президент РЕК Ставропольского края Арон Мардахаев.

После долгого обсуждения компромисс между еврейской традицией и сегодняшними реалиями был найден. Останки жертв, уже извлеченные из земли и собранные после дождей и паводков, будут перезахоронены на территории мемориала, который заложен в рамках проекта «Вернуть достоинство» рядом с существующим памятником, стоящим на «твердой» земле в некотором отдалении от места массовых казней.

Было решено не извлекать останки, находящиеся в данное время в земле в глубине балки, так как точное количество костей и дальность их залегания неизвестны. Восстановить эти данные, основываясь на имеющейся документации, не представляется возможным. Одновременно намечено произвести геодезическое исследование Арзгирской балки с целью оценить возможности укрепления почвы и сооружения водоотвода.

«Местные жители относятся к этому месту с большим уважением и трепетом, – рассказал раввин Александр Гольденгерш, глава департамента кашрута Ставропольского края, – я обратил внимание, насколько здесь сопереживают этой трагедии, как искренне говорят о жертвах расстрелов – так, словно всё случилось на их памяти. Нас встретили члены администрации района, много местных жителей, они разыскали свидетелей тех событий, помогают собирать информацию для восстановления имен погибших».

27 июля началось создание мемориального комплекса «Арзгирская балка». В ходе работ в Арзгире 22 августа прошло перезахоронение останков, которые были вымыты из почвы крутого рва дождями и паводками, а теперь обрели долгожданный покой в земле в соответствии с еврейской религиозной традицией. Главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт прокомментировал это событие: «Каждый мемориал и каждое новое место перезахоронения погибших во время Холокоста евреев – это дань памяти и уважения шести миллионам жертв Катастрофы. Память, которую мы обязаны увековечить и передать будущим поколениям, память, которую мы должны чтить, особенно сегодня, когда в мире существуют те, кто отрицает Холокост и те, кто проповедует идеологию ненависти. Но не только в памяти Холокоста значение перезахоронения останков жертв, наши мудрецы называют последнюю дань умершим «хесед шель эмет» – истинное бескорыстие, которое мы можем адресовать лишь ушедшим, потому как они не могут за него отблагодарить».

8 сентября 2016 года в селе Арзгир Ставропольского края был открыт обновленный мемориал почти 700 жертвам Холокоста, расстрелянным здесь нацистами в сентябре 1942 года. К этому событию в рамках Иудейско-Христианского диалога несколько долгих лет шли участники проекта «Вернуть достоинство»: Российский еврейский конгресс, центр «Холокост», протестантские церкви России и фонд евангельских христиан «Эвен-Эзер».

В Арзгире, где память о тех расстрелах живет до сих пор, много лет ждали этого открытия. На церемонию пришли сотни местных жителей. Были ученики из трех арзгирских школ. Как и взрослых, их очень впечатлила эта церемония. На открытии выступили: советник президента РЕК, сопредседатель центра «Холокост» Илья Альтман, национальный директор фонда «Эвен-Эзер» в России Борис Васюков, генеральный директор ФЕНКА Евгения Михалева, представители Ставропольской краевой еврейской религиозной общины «Геула», глава администрации Арзгирского муниципального района Алексей Палагута – внук Праведников народов мира и сын спасенного ими еврейского мальчика; пастор Сергей Ребров (евангельские христиане России вместе с координатором Рабочей группы Иудейско-Христианского диалога Борисом Васюковым и инициировали несколько лет назад создание мемориала в 400 метрах от страшного рва).

Молитву прочитал раввин Александр Гольденгерш, заместитель главного раввина Ставропольского края.

Юрий Каннер 9 сентября 2016 года писал: «…Мемориал построен и открыт. Пусть каждый, приходящий к нему, вспомнит не только о жертвах Арзгирской балки, но и о шести миллионах жертв Катастрофы. Это память, которую мы обязаны увековечить и передать будущим поколениям, память, которую мы должны чтить!»

 

по материалам:

 http://help.rjc.ru/, http://callofzion.ru/photo/file/callofzion_79.pdf, https://proza.ru/2018/06/17/655,

https://stapravda.ru/,

http://memory.stavmuseum.ru/арзгирский.html,

https://kopilkaurokov.ru/literatura/meropriyatia/traghiediia-kholokosta-v-stavropol-skom-kraie

 

Сергей Павлович Ребров, пастор церкви ЕХБ (Москва), член РГ ИХД:

«Помню Арзгир... Прошел ливень, и воды размыли в балке человеческие кости. На этом месте во время войны было расстреляно несколько сотен евреев.

Наша церковь небольшая, но я очень благодарен, что мы можем участвовать именно в этом проекте. Рабочая группа Иудейско-Христианского диалога – это мои братья и сестры: евреи и христиане. Ведь когда мы вместе трудимся для Бога, не ощущается доктринальных различий. И когда на открытии памятников мы стоим вместе – верующие разных деноминаций, общество, дети – тогда мы оказываем влияние на мир.

Это то, к чему нас призывает Господь: быть благоуханием Христовым там, где были погребены невинные жертвы и чье имя восстанавливается сегодня. Это воистину благословенное служение, когда мы вместе молимся, вместе трудимся, делая добро».