ВЕЧНОЕ ДЕРЕВО

текстБогословие

Оливу очень часто называют вечным деревом. Она может жить тысячелетиями. Хороший пример тому, как это происходит, можно увидеть на нескольких оливковых деревьях, чудом оставшихся в живых от большого Гефсиманского сада времён Иисуса Христа, расположенного на Елеонской горе в Иерусалиме. Им более двух тысяч лет.Стволы этих маслин кажутся безжизненными. Они уродливы и бесформенны, покрыты изъязвленной, местами полопавшейся серой корой. Всё говорит о том, что в них совершенно нет жизни. Но вот от корня старой маслины пробивается молодое дерево, и, удивительно, оно не начинает расти отдельно, а присоединяется к старому стволу, пробивая безжизненную кору и отдавая ему часть живительного сока, можно видеть, как зеленеют и плодоносят ветви не только молодого, но и старого дерева.

В трёх синоптических Евангелиях с точностью повторяется история торжественного въезда Иисуса в Иерусалим. В двух из них (Евангелия от Матфея 21, Марка 11) она продолжается рассказом, где Господь приказывает засохнуть смоковнице, не обнаружив на ней плодов. В Евангелии же от Луки 19 описание торжественного въезда Господа в Иерусалим заканчивается Его плачем об этом городе, потому что тот не узнал времени Его посещения, «ибо», как написано, «ныне это сокрыто от глаз твоих». Далее в этой главе Иисус говорит о страшных днях, которые грядут для еврейского народа. Две тысячи лет Божьей смоковницы, Израиля, последовавшие после смерти и воскресения Христа, стали временем, когда она должна быть засохшей, «временем ожесточения», которое, как сказал апостол Павел, продолжится до тех пор, «пока войдёт полное число язычников» (Рим.11:25).

В какой-то момент своей истории Церковь, появившаяся на лице земли, глядя на рассеяние и ожесточение Израиля, решила, что смоковница уже никогда не оживёт, что её времена прошли навсегда, что она, Церковь, заместила в избрании еврейский народ. Но Господь не забывал о Своей смоковнице, Он говорил, что придёт момент, когда её засохшие ветви вновь станут мягки и станут пускать листья. Тогда, говорил Он, «когда вы увидите всё сие, знайте, что Я близко, при дверях» (Матф.24:33). Оживающий для Господа Израиль станет главным знамением Его скорого второго пришествия.

Возвращаясь к началу этой статьи, где речь идет об оливе, как о вечном дереве, я позволю себе соединить рассказ о ней с рассказом о смоковнице, т.к. и одно, и другое дерево неоднократно встречаются в Библии в качестве прообраза Израиля или еврейского народа.

Как же может ожить засохшее Божье дерево? Это произойдёт тогда, когда от его корня прорастёт росток, евреи называют его «отрасль», на иврите «нецер», когда это молодое дерево не будет существовать своей собственной отдельной жизнью, а поделится ею с тем, от чьих корней оно питается, соединившись с ним в одно целое. Только тогда они станут цвести и плодоносить для Господа вечно, ибо вместе станут вечным деревом.

Итак, на иврите «нецер» - отрасль, «нацерет» - Назарет, «нацрут» - христианство, «ноцрим» - христиане. Мы, сегодня христиане, недавно язычники, не имевшие надежды, уверовавшие во Христа, и благодаря Его крови, стали общниками Божьего корня, через который Всевышний от начала питал Свой избранный народ. Мы выросли от него, стали «нецер», отраслью, но, как писал апостол Павел, превознеслись над природным Божьим деревом, решив, что не корень держит нас, а мы корень (Рим.11:18). Мы, наполнившись от этого корня Божьей жизнью, решили расти отдельно и не обращать внимания на засохшего соседа, и по прошествии времени, быть может, начали чувствовать, как засыхать стали сами.

Писание говорит, «что они не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас (язычниках – авт.) нечто лучшее» (Евр.11:39-40). Божье дерево должно было засохнуть, чтобы от корня пробилась новая отрасль, чтобы родилась Церковь. Но этим одиннадцатая глава Послания к Евреям не заканчивается. Она заканчивается так: «…дабы и они не без нас достигли совершенства».

Израиль, без сомнения оживёт! Засохшие ветви Божьего дерева вновь станут мягкими, на них вновь зазеленеют листья. Но это должно произойти НЕ БЕЗ НАС. Для «нацрут», истинной отрасли Божьей, для Церкви пришло время повернуться в сторону Израиля, принять его как избранный Божий народ, соединиться с ним в духе, вере и в добрых для него делах. И тогда ВМЕСТЕ мы станем вечно зеленеющим и вечно плодоносящим Божьим деревом. Воистину деревом жизни.

И придёт Господь.