ГРАНЬ 8. КРАТКИЕ ИТОГИ. БИТВА ЗА ВЕРУ КО СПАСЕНИЮ ДУШИ.
В попытке понять тайну явления миру Христа, сокрытую Богом от прежних поколений и открытую Святым Духом Апостолу Павлу (Еф.3:3-6), мы с вами отправились в увлекательное и долгое путешествие. Узнав из Писания, что Тайна Христа заключена в том, чтобы нам, язычникам, стать сонаследниками Божьих обетований, мы посвятили достаточно много времени, чтобы понять: а кто же они, те наследники, сонаследниками которых мы стали?
От времени грехопадения в Эдемском саду Бог начал осуществлять план спасения (исправления) созданного Им мира, и каждое откровение, дарованное для просвещения пораженного грехом человечества, Он передавал верным и преданным Ему людям, которых Он находил, обозревая всю землю (2 Пар. 16:9; Пс. 100:6). Именно они становились Его наследниками. О них мы читаем в Библии, начиная с самых первых глав. Каждый из них получал откровение от Бога лично, по его личной вере.
Но, судя по всему, вера Авраама разительно отличалась от веры предшествовавших ему Божьих наследников. Она настолько впечатлила Бога, что "вменилась ему в праведность" (Гал. 3:6). Вера поставила Авраама в правильное положение перед Творцом! С этого момента Бог вновь мог вести диалог с человеком (или с человечеством), аллилуйя! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, чем привлекла Бога вера Авраама, или чем она отличалась от веры, например, тех же Еноха, Ноя, или Евера?
Я уверен, ответ на этот вопрос кроется в следующих стихах Библии: "И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. И было дней жизни Фарры [в Харранской земле] двести пять лет, и умер Фарра в Харране" (Быт. 11:31, 32).
Писание достаточно ясно говорит, что до того, как Аврам получил призыв от Бога войти в Ханаан, тот же самый призыв ранее услышал его отец Фарра! Именно он сделал шаг веры первым, выйдя из Ура Халдейского, взяв с собой близких родственников, в том числе, и своего сына Аврама. Я думаю, во время долгого путешествия у отца было много времени, чтобы рассказать сыну о причинах исхода, о том, что именно проговорил ему Всевышний, поделиться с ним откровениями о своей вере. Нам трудно понять, почему Фарра не вошел в Ханаан, а остановился на пол-пути в Харране. Лично я считаю, что на то была Божья воля, которая заключалась в том, чтобы не отец, а сын, продолживший путь отца, исполнил полученное призвание.
Так и случилось! Однажды Авраам услышал голос невидимого Бога, звавшего его в Ханаанскую землю. Авраам вспомнил о том, что говорил ему отец и сделал то, чего не смог сделать он: сын вошел в Обетованную землю, потому что в его вере была засвидетельствована вера его отца. Авраам продолжил и реализовал веру Фарры! Связь и преемственность поколений - в этом кроется особенность веры Авраама, именно это так впечатлило Бога.
Почти через три тысячи лет после описанного события Апостол Павел назовет веру, осуществляющую невидимое и дающую уверенность в ожидаемом, в которой засвидетельствована вера предыдущих поколений, верой ко спасению души (Евр. 10:39; Евр. 11:1, 2). Только такая вера может поставить человека в правильное положение перед Богом. Именно такой верой праведник будет жив (Евр. 10:38). Вера, передаваемая из поколения в поколение, способна пронзать времена и потому быть подобной вере Божьей (Мк. 11:23). Благодаря такой вере, переходящей от поколения к поколению, из века в век, Бог мог двигаться во времени, осуществляя Свой план спасения человечества, Свою непрерывную историю на земле. Именно к такой вере должен был прийти рожденный от Авраама и Сарры Божий Первенец Израиль. Богу понадобилось не одно тысячелетие, чтобы приблизить к ней еврейский народ.
Главной целью веры Израиля становится встреча с Великим Машиахом, Спасителем Израиля. Ради приближения этой встречи евреи совершают невероятные подвиги веры (Евр. 11:4-38). Но Бог, возлюбивший мир, вынужден был ослепить Своего Первенца и на время отменить его встречу с Мессией, чтобы сначала с Ним встретились мы, "некогда язычники по плоти, отчужденные от общества израильского, не имевшие надежды и бывшие безбожниками в этом мире (Еф. 2:11, 12; Евр. 11:39) (см. Грань №7). Удивительно, наложенная Богом на евреев слепота и глухота не только созидала их веру, но и помогла им стать единым народом (см. Грань №6)!
Теперь я задам небольшой вопрос. Он может показаться довольно простым: верил ли Человек в Бога в Эдемском Саду? Что вы думаете по этому поводу? Ага! Вопрос на самом деле не такой уж и простой! Не спешите с ответом!.. Я лично думаю, что в Эдемском саду Адам не нуждался в вере, ведь с момента своего создания он всегда был рядом с Богом, Бог ни на миг не покидал Человека. Живое, личное общение Человека с Богом тогда было совершенно обычным и абсолютно естественным. Адам знал Бога, как самого себя, верить в Него у него не было необходимости. Теперь второй вопрос: защитило ли постоянное Божье присутствие и знание Человеком Бога от грехопадения? Уверен, вы согласны: и здесь ответ отрицательный. Тогда возникает третий вопрос: так что же больше: знать видимого Бога или верить в Бога невидимого? Опыт, полученный из истории грехопадения в Эдемском саду, и опыт Исхода евреев из Египта, когда постоянное явное Божье присутствие в еврейском стане не защитило Израиль от разделений и идолопоклонства, показывают на единственный путь, через который человек может угодить Богу, - через веру (через веру ко спасению души - авт.). "А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евр. 11:6).
Бог вступает в заветные отношения с Израилем на уровне народа, Он решает общаться с ним, как с единой личностью. Он созидает Израиль, ослепив и оглушив его, с одной стороны, и дав ему Свои заповеди, с другой, ожидая, что это возродит внутри Израиля веру. Вера становится краеугольным камнем в создании Божьего народа и его силой в противостоянии со всем остальным миром. От того, насколько крепка будет вера евреев и станет ли она верой ко спасению души, будет ли она простираться сквозь времена, передаваясь от отца к сыну, из поколение в поколение, зависело будущее человечества. "Вот, Я пошлю к вам пророка Илию пред наступлением дня Господнего, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и детей к отцам их, чтобы, придя, не поразил землю проклятием" (Зах. 4:5, 6).
Времена Израиля от Авраама до победы Иисуса на Голгофе становятся временами величайшей битвы за веру ко спасению души между Богом и грешным человечеством в рамках одного избранного Богом народа и в границах одной избранной Богом земли. Крик Христа с вершины Голгофы: "Свершилось!" говорит нам о том, что победа осталась за Господом. Другого не могло и быть!
На этом ставим жирную точку.
Перерыв!