«Тайна Христова» - грань 5

текстБогословие

ГРАНЬ N5. СЛЕПОТА И ГЛУХОТА ЕВРЕЕВ. ЧАСТЬ 2. РОЖДЕНИЕ ВЕРЫ


В прошлый раз мы начали рассматривать для многих новую и, практически, неизвестную тему слепоты и глухоты евреев. Мы высказали предположение, что Бог, решив создать Свой народ и вступить с ним в заветные отношения, должен был придать каждому еврею одно некое общее качество, которое было бы способно объединить их и поставить в правильное (праведное) перед Ним положение в точности так, как это случилось с их отцом Авраамом. Мы предположили, что Бог решил умножить в еврейском народе веру их отца Авраама.

Мы знаем, что Израиль был создан Самим Богом. Бог явил миру чудо, родив его от тех, кто физически не мог родить - от столетних Авраама и Сарры. Именно об этом говорит Господь Своему народу: «Послушайте меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, и в глубину, из которого вы извлечены. Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас: ибо Я призвал его одного, и благословил, и размножил» (Ис. 51:1-2).

Бог, как мы читали ранее, принимает Свой народ от чрева и обещает охранять и носить его от утробы до старости, до седин (Ис. 46:3:4). Но, как только Бог заключает с ним Завет и дарует ему Тору, Он ослепляет и оглушает Израиль, делает сердца евреев каменными. Из предыдущего поста мы поняли, что главной причиной слепоты и глухоты, данной еврейскому народу, явилось желание Господа донести Его спасение до краев земли, «пока не войдет полное число язычников», чтобы родилась Церковь в народах (Рим. 11:25). Бог использует эту слепоту и глухоту для сотворения Израиля и его веры.


ВАРИАНТ 1. РОЖДЕНИЕ ВЕРЫ. ВИДИМОЕ ВРЕМЕННО, НЕВИДИМОЕ ВЕЧНО (2 Кор. 4:18)

Прежде, чем мы увидим, как слепота и глухота евреев рождала в них веру, нам, во-первых, не нужно забывать, что Бог, созидая Израиль, не планировал на этом этапе строительства иметь личные отношений с каждым отдельным евреем. В тот момент Он рассматривал весь еврейский народ, как одну личность. Бог строил отношения со Своим народом.

Во-вторых, нам нужно понять, каким критериям должна была отвечать истинная вера. Библия называет ее «верой ко спасению души»: «Мы же не из колеблющихся на погибель, крепко стоим в вере ко спасению души. Вера же есть осуществлении ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 10:39, Евр. 11:1).

Бог обитал, жил среди Своего народа. Слепота и глухота не позволяли Израилю видеть и слышать Его на природном, физическом уровне. Бог же хотел, чтобы тот был уверен в том, «что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Данная Богом евреям слепота и глухота должны были помочь им поверить в Него.

Теперь мы можем более подробно изучить это утверждение.

Авраам привлек внимание Бога своей верой. Именно вера вменилась ему в праведность, поставила его в правильное положение перед Богом, позволила вступить с Ним в диалог и строить с Ним отношения.

Во времена, в которые жил Авраам, люди не знали истинного Бога. Мир был погружен в идолопоклонство, люди поклонялись изваяниям из глины, дерева и металла. Идолопоклоннику такое «служение» не причиняла особых проблем. Он сам выбирал для себя свое божество, покупал идола, ставил в удобное для себя место, время от времени приносил ему жертвы и поклонялся ему заученными молитвами. Божество было совершенно доступно, к нему можно было прикоснуться, оно всегда находилось у человека перед глазами. Если оно не помогало, идол заменялся другим. И это было повсеместно.

То, что сделал Авраам, тогда по человеческому разумению понять было невозможно: он решил поклоняться невидимому и никому не ведомому Богу! Мало этого, ради этого невидимого Бога он оставляет свою обеспеченную жизнь в одном из самых процветающих мест на земле и отправляется за Ним в пустыню. Быть может, на каком-то непонятном, подсознательном уровне Авраам поверил, что оставляя видимые временные богатства, он может приобрести богатства невидимые и вечные, оставляя поклонение бесполезным идолам, он может встретиться с истинным Богом. Такая вера сделала его другом по сердцу Бога, она позволила Всевышнему заключить с ним вечные безусловные заветы.

Конечно же, великий народ (Быт. 12:3), который Бог решил произвести от Авраама, должен был стать таким, как его отец, - верующим в истинного Бога. Именно об этом мы и читали в Ис. 51:1-2: «Я призвал его (Авраама - авт.) одного и благословил, и размножил». Каждый представитель Божьего народа должен был походить на Авраама не какими-то внешними чертами, а именно верой. Вера, подобная вере Авраама, и должна была сделать этот народ великим.

Но как научиться верить невидимому?!

Выходя из Египта, евреи сорок лет видели перед собой Бога, видели Его чудеса в пустыне. Они воочию переживали Его благословения и любовь, наказания и гнев. Но сделало ли ежедневное видимое Божие присутствие их подобными отцу Аврааму, стали ли они, как он, верующими людьми? Помогло ли это им стать Божьим народом? Отнюдь. Ропот, непослушание, бунт, идолопоклонство - вот что сорок лет видел Бог в стане Израиля.
В Синайской пустыне евреи останавливаются. Бог обращается к ним с вершины горы: «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас на орлиных крыльях, и принес вас к Себе. Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов» (Исх. 19:4,5).

Через два дня Бог даст миру Десять Заповедей и Закон Своему народу. Он заключит с ним Синайский Завет, человечество перейдет на совершенно новый, более высокий уровень общения с Богом. Механизмы Божьего плана спасения (исправления) мира будут необратимо запущены.

Как только евреи получают Закон, Бог ослепляет и оглушает их ради грядущего спасения (исправления) мира, оставляя их один на один с Законом. Исполняя заповеди, они начинают жить по Божьим правилам, получая благословения видеть, что Бог верен Своему Слову. Отступая от заповедей и переживая проблемы, они также убеждались в верности Бога.

Видя исполнение Божьих обетований, переживая времена благословений и тяжкие времена, Израиль, рожденный в мире идолопоклонства и многобожия, впитавший в себя этот мир, постепенно начинал поклоняться одному невидимому Богу, Творцу неба и земли, Богу Авраама, Исаака и Иакова. Исполненная заповедь не только приводила евреев к жизни по Божьим стандартам, но и к глубоким внутренним духовным изменениям. «Как юноше содержать в чистоте? - Хранением себя по слову Твоему» (Пс. 118:9). «Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца» (Пс. 118:33). Разве «держаться до конца указанного заповедью пути» не есть вера?! Именно так слепота и глухота евреев и данные им на Синае Божьи уставы зарождали в них веру. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).