«Тайна Христова» - грань 14

текстБогословие

ГРАНЬ 14. СПАСЕНИЕ ОТ ИУДЕЕВ. ЧАСТЬ 2. 



В стремлении познания тайны Христовой мы продолжаем внимательно рассматривать Галатам 4:4-7. Но прежде, чем перейти к указанному месту Писания, хочу сделать небольшое отступление.


Я думаю, в предыдущей Грани мы сделали важное открытие: непреодолимой преградой, выстроенной Богом между еврейским народом и всеми остальными народами, явился Завет Закона. Созидая Свой народ, Бог должен был отделить, освятить его от других народов. Именно это произошло с ними в пустыне во время Исхода (см. Грани 3, 6). У горы Синай Бог даёт еврейским племенам десять заповедей и заключает с ними Завет Закона. Закон должен был научить их жить по Божьим стандартам, верить в Единого истинного Бога и, тем самым, объединить их в народ. Вся дальнейшая жизнь евреев после Синая зависела исключительно от того, как они будут исполнять Закон. Божий закон был предназначен для созидания Божьего народа.


Понадобилось сорок лет, чтобы в пустыне вымерло старое поколение и появилось новое, не знавшее рабства и идолопоклонства, но знавшее истинного Бога, верующего в Него и жившее по Его заповедям. Эти заповеди не позволяли евреям общаться и смешиваться с язычниками. Так был рождён народ, и так была построена преграда. Как я написал в предыдущей Грани, она была непреодолимой как для язычников (они были вне Завета и не могли рассчитывать на его обетования), так и для евреев (никто из них не мог исполнить Закон полностью). Преграда стала непреодолимой после того, как Закон стал главным смыслом жизни еврейского народа. Только после этого Господь позволяет Израилю войти в обетованную землю.


Именно преграду Завета Закона, неисполнимого для евреев и отсекавшего от его обетований язычников, по пришествию полноты времён должен был разрушить Иисус, исполнив Закон. Поспешу и здесь сделать одно, как мне кажется, весьма важное замечание: преградой, подлежащей разрушению, не был Закон. Это звучит против сложившегося веками и весьма популярного в христианских кругах мнения о ненужности Закона и его заповедей. Однако Библия говорит, что Закон не отменяется пришествием Господа, но исполняется Им (Мтф.5:17). Мы, христиане, родившись свыше, также не уничтожаем Закон верой, а его утверждаем (Рим.3:31). Библия так говорит о Законе: "Закон свят; и заповедь свята и праведна, и чиста" (Рим.7:11). Преградой, подлежащей разрушению, стал не Закон, а Завет Закона, или условия того, как Божий Закон должен исполняться в жизни человека.


Завет Закона, как мы только что отметили, был направлен для созидания народа. Потому этот Завет предусматривал строительство отношений человека и Бога исключительно на уровне народа (см. Грань 3). Личные отношения с Богом во времена Закона были затруднительны по причине данной евреям слепоты и глухоты (см. Грани 4-6). "Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Ты видел многое и не замечал; уши были открыты, но не слышал. Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон" (Ис.42:19-21). Исключением являлись цари, священники и пророки Израиля, через которых Бог руководил и управлял Своим народом.

 

Также Библия описывает случаи, когда Бог открывал глаза и сердца отдельным личностям или группам людей через явление Ангелов или через сошествие Святого Духа. Однако, в большинстве своём, сердца евреев во времена Закона были закрыты для личного общения с Богом, и потому они должны были следовать заповедям, выбитым на каменных скрижалях Завета, на условиях, указанных Богом евреям в 28-й главе Второзакония: исполнил заповеди - получаешь благословение, не исполняешь - получаешь проклятие. Отношения Бога и человека в этих условиях для большей части еврейского народа были отношениями господина и раба. И это, как я писал в прошлой Грани, соответствовало истине, так как Завет Закона, открывший грех, стал неподъемным бременем для Израиля.


Но Господь усмотрел, чтобы по пришествию полноты времён временный условный Завет Закона был сменён безусловным вечным Новым Заветом (см. Грань 11), когда заповеди оживут, так как будут написаны Богом уже не на камне, а на сердцах людей. Он решил строить с человеком новые, личные отношения: отношения Отца и сына. Именно об этом говорят стихи Галатам 4:4-7, которые мы с вами разбираем и пытаемся комментировать. Давайте, вспомним эти стихи: "...Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа".


В предыдущей Грани мы говорили о том, что Спаситель должен был родиться от еврейки, подчиниться Закону, чтобы исполнить Закон. Исполнение Христом Закона заканчивало действие Завета Закона и давало возможность заключения с Израилем Нового Завета, обещанного пророками, когда заповедь Закона оживет в сердце каждого еврея, и он уже не будет Богу рабом, но станет Ему сыном, когда и у язычников появится надежда "получить усыновление".


Но как Иисус мог исполнить Закон, когда человеку этого сделать было невозможно?! Проклятие первородного греха, заложенное на генном уровне в крови человека, передавалось из поколения в поколение. Оно было наложено самим Богом, человек его снять был не в силах. Но, удивительно! Писание говорит: "... в Нем нет греха" (1Инн.3:5). В Крови Христа не было греха! Именно поэтому Он смог исполнить Закон.


И как благодать Нового Завета могла распространиться на язычников, чтобы они могли получить усыновление, если этот Завет был заключён только с домом Иуды и домом Израиля?! Опять же Писание отвечает нам: "...вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровью Христовой" (Еф.2:13).


Итак, можно сделать вывод, что тайна Нового Завета или тайна Христова очень тесно связана с тайной Крови Христовой, о которой мы уже упоминали в прошлой Грани. Чтобы понять тайну Крови Христа, мы должны пойти ещё чуть-чуть дальше и внимательно, насколько нам позволяет Писание и Дух Святой, посмотреть на чудо Рождества Спасителя. Мне кажется, это вполне уместно, так как в дни, в которые пишутся эти строки, весь христианский мир вскоре будет отмечать Рождество Христово.


Давайте начнём наши размышления о Рождестве и Крови с понимания того, Кем, в какой ипостаси, Бог явил миру Иисуса:



1. Сыном Человеческим (Мтф.11:19).


2. Машиахом Израиля, пришедшим воссесть на троне Давидовом, чтобы царствовать вечно, судить народы и восстановить царство Израилю, которому не будет конца (Лк.1:31-33).


3. Первосвященником по чину Мелхиседека (Первосвященником и Царём), вошедшим за завесу небесной скинии с Кровью Нового Завета во спасение каждого человека (Евр.9:11-12).


4. Непорочным и чистым жертвенным Божьим Агнцем, преломившим Своё Тело и пролившим Свою Кровь для заключения с домом Израиля и домом Иуды Нового Завета (1Пет.1:18-19).


5. Единородным Сыном Божьим (Инн.1:14,18).


Без сомнения, Кровь Христа, Кровь Нового Завета, должна была соответствовать каждой из пяти указанных нами ипостасей Спасителя.


Сын Человеческий. Галатам 4:4 говорит о том, что Иисус должен был прийти в этот мир, не спустившись с неба в виде Ангела, а в точности так, как Бог определил появляться на свет любому человеку - из лона женщины. Написанное "...родился от жены" означает, что у Христа должна быть земная семья: земные мать, отец, братья и сестры. Чтобы исполнить Божественный план спасения и даровать спасение каждому человеку, Иисус должен был стать, как каждый человек, ничем не отличаясь. И люди действительно, в подавляющем большинстве, видели в Нем не Сына Божьего, а сына Иосифова (Лк.4:22). Иисус должен был родиться, жить и умереть, как человек, пройти через все трудности, испытания, искушения, победы и радости земной человеческой жизни. Кровь Христа была кровью человеческой, а точнее, еврейской.


Великий Машиах Израиля. Иудаизм - религия мессианская. Главная цель еврейской веры - приход Мессии (Помазанника), Царя, способного освободить еврейский народ от гнета язычников, избавить его от войн, принести ему мир, безопасность и процветание. До настоящих дней евреи провозглашают так: "Мессия - сейчас!" Бог обещал им через Писание, что Мессия будет сыном потомка царя Давида, а значит, в Крови Спасителя непременно должны быть его гены. Иисус, по пророчеству Архангела Гавриила, пришёл в этот мир, чтобы воссесть на троне Давидовом (Лк.1:31-33). Иосиф, земной отец Христа, был потомком рода Давидова. Это утверждают родословия Христа, указанные в Евангелиях от Матфея и от Луки (Мтф.1:1-17; Лк.3:23-38). Воскресший Иисус так говорит о Себе: "Я - корень и потомок Давидов" (Откр.22:16).


Первосвященник по чину Мелхиседека. Мелхиседек, царь Салимский (или Иерусалимский), священник Бога Живого - таинственный и важный персонаж Библии, совмещавший призвание и ответственность Первосвященника и Царя, светскую и духовную власть ("Мелех" - царь, "садок" или "цадик" - священник). Встреча Авраама и Мелхиседека стала поворотной в истории человечества. Давайте, посмотрим, как она произошла. После триумфальной победы над пятью царями Авраама встречают два царя: один - Царь Иерусалимский и Священник Бога Живого, другой - царь Содомский, правитель народа, пребывавшего в самых мерзких грехах, за которые в скором будущем Господь испепелит Содом и Гоморру. Одного Царя Аврааму следовало почтить, признав Бога Живого, и принести Ему жертву, другой ничего не требовал от Авраама, а, наоборот, предлагал ему свои богатства, желая подружиться с ним. (Не напоминает ли это вам историю с искушением Христа в пустыне?!) Авраам делает правильный выбор. В почтении к Богу Живому Авраам отделяет Мелхиседеку десятину от всех завоёванных трофеев (Быт.14:17-24) и отказывается от богатств царя Содомского. (В качестве домашнего задания поразмышляйте над судьбой Лота, выбравшего Содом, когда у него случился подобный выбор позже).

 

Сразу же после этих событий, Авраам получает от Господа обетование о рождении прямого наследника от Сарры, а через него - великого потомства (Быт.15:5,6). Писание говорит, что тогда Авраам поверил Богу, и эта вера была вменена ему в праведность. Другими словами, он оказался в правильном положении перед Богом: Бог слышал его, и он мог слышать Бога. Начался Диалог. В тот же день Бог Заключает вечный Завет с Авраамом (Быт.15:7-20). Началась новая история человечества. Началось время Израиля.


Позднее Бог строго запрещал всем, кого Он ставил на царство над Израилем, совмещать политическую и религиозную власть. Среди языческих народов подобная практика была весьма популярна. Единственный раз в Израиле что-то подобное сделали братья Маккавеи после победы над греко-сирийским царём Антиохом, присвоив себе не только власть монархическую, но и первосвященническую. Абсолютная власть привела к кровавым междоусобным войнам, из-за чего один из потомков Иуды Маккавея пригласил на Святую землю Рим для наведения порядка. Результатом непослушания Маккавеев стала Римская оккупация Святой земли и последнее рассеяние евреев, закончившееся Холокостом.


Итак, в Израиле всегда было две власти, два Помазанника: один правил, восседая на троне Давидовом в Иерусалиме, другой был Первосвященником в Храме. По этой причине еврейская традиция предусматривала процесс прихода Мессии в два этапа. Сначала миру должен быть явлен Первосвященник (Малахия называет его пророком Илией), который должен приготовить сердца евреев для прихода Великого Машиаха, только после этого должен прийти Спаситель.


Богобоязненные же ессеи, которых называли сектой Нового Завета, жившие во времена Христа в пустыне на берегу Мертвого моря (если получится, было бы хорошо поговорить о них отдельно), писали в своих свитках о стремительной смене Божьих времён, и первыми сделали предположение о том, что грядущий Царь и грядущий Первосвященник мог быть одной и той же личностью, подобно Мелхиседеку.


Писание утверждает, что Иисус стал Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр.9:11-12). В первый раз Он пришёл в мир во спасение человечества и, как подобало Первосвященнику, вошел со Своей Кровью за завесу небесной скинии. Во второй раз Он придёт как Царь царей, чтобы воссесть на престоле Давидовом, чтобы судить народы и править миром из Иерусалима. А это значит, что в Крови Христа должны были пересечься кровь потомка дома Давидова и кровь потомка дома Ааронова. Если кровь дома Давида подтверждалась, как мы уже установили, по линии Иосифа, земного отца Христа, то кровь дома Ааронова подтверждалась по линии Марии, Его матери. Писание говорит, что Мария была родственницей Елисаветы, происходившей из первосвященнического рода и дома Ааронова (Лк.1:5).


Непорочный и чистый жертвенный Божий Агнец. Спаситель мог родиться непорочным и чистым Божьим Агнцем только в одном случае: если в Его рождении участвовал непосредственно Сам Бог. Только тогда проклятие первородного греха, высвобожденное Творцом в Эдемском саду и передаваемое от поколения к поколению, могло не коснуться Его нового творения.


О том, что Бог создал в Назарете совершенно новое творение, намного превосходящее человека, сотворённого Им в Эдеме, говорит Писание: "...написано: первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба" (1Кор.15:45-47). Признайтесь, очень похоже на события, описанные в самых первых главах Бытия. Мы вновь видим Бога-Творца. Если после сотворения в Эдеме первого Адама Бог сказал: "Хорошо весьма!" (Быт.1:31), то, что Он должен сказать после сотворения в Назарете последнего Адама, как назвал Христа Апостол Павел?!


Если первый сотворенный Богом человек, первый Адам, созданный из праха земли, ожил после того, как Всевышний вдохнул в него Свой Дух, то второй сотворенный Богом человек, последний Адам, Сам был наполнен животворящим Божьим Духом настолько, что не только мог оживлять других, но и низвести с Собой на землю Небесное Царство Отца. Божий Дух, Божье присутствие, наполнявшее последнего Адама, удалили прочь проклятие первородного греха так, будто его и не было, как написано: "...Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более" (Евр.8:12).


Единородный Божий Сын. Наши рассуждения о предыдущих 4-х ипостасях Христа более-менее надежно подтверждались различными местами Писания и историей (библейской и современной). Прикасаясь же к последней ипостаси, мы ощутим нехватку подобных подтверждений и должны будем ещё и ещё раз согласиться с тем, что верим сверхъестественному, непостижимому Богу, что не все Его тайны открыты во времена, в которые мы живём, в том числе тайны Рождества Христова и Его Крови. Но, несмотря на это, мы попытаемся сделать несколько предположений по их поводу. Эти предположения, естественно, не могут претендовать на истину последней инстанции. Надеюсь, это немного защитит меня в возможном обвинении в вольнодумстве.


В первой главе Евангелия от Иоанна автор называет Иисуса Единородным Сыном Божьим (Инн.1:14,18), показывая Его ожившим Божьим Словом, обитавшим среди народа Израильского. Это даёт нам повод сделать вывод: слово "Единородный" означает, что только Бог мог сотворить Христа. (Ведь Слово Божье могло выйти только из уст Божьих!)


Кстати, это в полной мере подтверждают наши размышления о первом и последнем Адамах. Если в сотворении первого Адама участвовал только Бог, почему мы не можем сказать то же самое и об Адаме последнем? Если первого Бог создал из праха земли, вдохнув в него жизнь, почему Он не мог сотворить Адама последнего, соединив призвания Первосвященника и Царя в лоне женщины, освятив его и семя, безгранично наполнив Рождённого Духом Жизни и небесными дарами, даровав нам Сына Человеческого, Великого Мессию Израиля, Первосвященника по чину Мелхиседека, Чистого и Непорочного Божьего Агнца, Единородного Сына Божьего - Господа с небес? Мы можем иметь различные мнения по поводу деталей Рождества Спасителя («когда» и «как»). Но давайте оставим это за рамками данных размышлений, и дадим Богу быть Богом.


Я думаю, в рамках наших исследований тайны Христовой намного важнее следует запомнить, что у Бога до Голгофы было два Сына: Единородный - Иисус и Первородный - Израиль. После Голгофы Божьих сыновей стало так много, как много было звёзд на небе, которые Великий Адонай показал Аврааму перед тем, как заключить с ним вечный Завет (Быт.15:7-20). Благодаря Крови Христа, ты и я - одни из этих звёзд. Спросишь: как мы могли попасть на Божий небосклон?


Ты и я - мы жили в безбожном мире и были его заложниками. Грехи наших отцов вели нас к тем же ошибкам и тем же проблемам. Казалось, из порочного круга не было выхода. Но, вот, однажды ты повторил за кем-то или проговорил, или прокричал сам: "Иисус, стань моим Господом!" Ты сказал это, быть может, не вдаваясь в смысл сказанного, но от отчаяния поверив, что это поможет. И что-то стало происходить вокруг и внутри тебя! Ты не мог понять что.


Оказывается, провозгласив власть Сына Человеческого, ты провозгласил силу и власть Его Крови, и, не замечая этого, совершил гиюр: благодаря Крови Христовой ты стал близок народу Завета и вошёл под обетования этого Завета. Ты был безбожником, и вдруг в твоём сердце начали оживать Божьи заповеди, о которых ты никогда не знал. Ты начал наполняться новой жизнью и становиться новым человеком.


Ты делал шаги в своей новой жизни не вполне уверенно, тот самый порочный круг время от времени затягивал тебя, и каждый раз Иисус помогал тебе вернуться. А потом пришло время встречи с Мелхиседеком, пришло время для серьёзных решений, когда ты должен был сказать "нет" видимым "богатствам" этого мира, и сказать: "Вот я, пошли меня!", посвятив себя на служение Господу. Это и был момент великой битвы с множеством "царей", побеждавших тебя по жизни и бравших в плен. Когда ты сказал: "Вот я!", ты, как Господь на кресте, провозгласил: "Свершилось!" И тогда открылся путь, на котором Сын Человеческий, даровавший тебе спасение, рядом с каждым твоим шагом на этом пути: от веры к вере, от славы к славе, преображаясь в тебе в Единородного Сына Божьего и Господа с небес, наполняя тебя Словом и Духом, делая тебя колодцем воды живой для всех живущих вокруг тебя людей.


И твоя звездочка на Божьем небосводе сияет от этого ярче и ярче.

С Рождеством Христовым!

До встречи!

Впереди нас ждёт ещё много открытий.



Продолжение следует