«Тайна Христова» - грань 13

текстБогословие

ГРАНЬ 13. СПАСЕНИЕ ОТ ИУДЕЕВ. ЧАСТЬ 1. 

 

Шаг за шагом, грань за гранью, мы приближаемся к пониманию Тайны Христовой (Еф.3:5,6), смыслом которой являлось сокрытое в веках от прежних поколений, но по милости Божьей открытое в последние времена Святым Духом Его Апостолам то изначальное, принятое ещё в Эдемском саду решение Бога об исправлении отравленного грехом мира, спасении погибающего человечества и восстановлении диалога Человека и Бога.


За восемнадцать веков до Рождества Христа Бог призывает Авраама, и от него, столетнего, и девяностолетней Сарры чудесным образом рождает сына обетований Исаака. Исаак родил Иакова. Двенадцать сыновей Иакова становятся главами двенадцати колен еврейского народа, который Господь избавил от рабства в странах язычников, привел к Синаю, даровал ему Тору, заключил с ними Завет и ввел их в обетованную землю. Так на свет появился Божий Первородный Сын - Израиль. 


Среди безбрежного океана язычников, поклоняющихся идолам, Бог рождает и созидает Свой народ, верующий в Него и в Его Слово. Он освящает его, заботливо и надежно отделяя его от других народов. Он дарует ему Тору, вступает с ним в заветные отношения. Он полностью посвящает Себя ему, чтобы однажды, по пришествии полноты времён, из этого народа миру был явлен Великий Машиах, Спаситель мира, о Котором свидетельствовали Тора и пророки Библии. 


Пророки многократно говорили о приходе Мессии, но никто из них тогда не мог знать, что Его Кровь, пролитая на Кресте, станет Кровью Нового Завета, заключенного с домом Израиля и Иуды. Благодаря этой Крови будет разрушена преграда, установленная Богом между евреями и язычниками, настолько, что последние окажутся близки обществу израильскому и согражданами святым (отделенным) (Еф.2:13) настолько, что определённая Богом часть из язычников (Библия называет её "полнотой язычников" – Рим.11:25) войдет под обетования, заключённого с домом Иуды и домом Израиля, Нового Завета и получит обещанного Духа верою (Гал.3:13-14). Так исполнится Божье обетование, данное Аврааму (Быт.12:2,3): «…и благословятся в тебе все племена земные». В этом и был заключен план Божьего спасения человечества, Тайна Христова, «которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих», но «ныне (с приходом Христа) открыта Святым Апостолом Его и пророкам Духом Святым» (Еф.3:5).


В своих Посланиях Павел многократно обращал внимание Церкви на то, как спасение, рождение язычников свыше, Бог тесно увязал с верой еврейского народа и с его судьбой. Евангелист Иоанн, вторя ему, пишет: "Спасение от Иудеев" (Ин.4:22). Но услышала ли это Церковь?! Превознесясь над ветвями природной маслины, среди которых она по благодати была привита Богом и стала общником корня (Рим.11:16-20) (об этом мы более подробно поговорим позже), Церковь в созданной ею теологии исключила все, что так или иначе было связано с землёй Израиля, с верой еврейского народа в том числе, и с его участием в спасении язычников. По этой причине стихи Писания, открыто и ясно говорящие об этом, и до сегодняшнего дня не замечаются большинством христианских проповедников и учителей.


С учётом сказанного выше, предлагаю вместе с вами попытаться прокомментировать одни из известных стихов Библии, говорящие о спасении и усыновлении нас, некогда бывших язычниками по плоти: "...Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа" (Гал.4:4-7).


Самое первое, что я отмечаю для себя, читая эти стихи: автор послания Апостол Павел, описывая мир в котором он живёт, указывает на то, что этот мир состоит из двух категорий людей: евреев, чтящих Господа, названных им "подзаконными" и из язычников, не знавших закона.


Во-вторых, внимательно читая данный отрывок Библии, нужно обратить внимание на то, что в нем явно говорится о смене Божьих времён. Один период, в котором главенствовал Завет закона, заключенный Богом с евреями на Синае, заканчивался, его цели были достигнуты ("пришла полнота времени"). Наступал другой период Божьих времен.


При этом из текста становится понятно, что речь идёт не столько о смене времён, сколько об изменении статуса Человека в глазах Бога (вместо раба он становится сыном), что, несомненно, говорит об изменении заветных отношений, определенных Богом для Человека. Другими словами, мы можем совершенно точно сказать, что данным местом Писания Апостол Павел указывает на смену действия Божьих заветов, а именно на то, как Завет Закона, заключённый с отцами еврейского народа, начинает сменяться Новым Заветом, в точности так, как об этом семь веков ранее написал Иеремия (Иер.31:31-34) (см. Грань 12).


Из рассматриваемого нами места Писания (Гал. 4:4-7) очевидно, что поводом или толчком для смены Заветов стало явление миру Христа. Приход Иисуса заканчивает действие первого Завета, бывшего "детоводителем ко Христу" (Гал. 3:24). С явлением Христа Завет Закона исполняется, постепенно ветшая и становясь близким к уничтожению (Евр. 8:13), и сменяется Новым Заветом. Мы можем видеть, как одна Божья эпоха, эпоха Завета Закона или времена Израиля, сменяется другой Божьей эпохой, эпохой Нового Завета или временами язычников, временами Церкви.


Приход Мессии знаменует начало того, что Библия называет «последними временами». Так об этом пишет Апостол Пётр: «...со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас ...» (1Пет.1:17-20).


Двигаемся дальше в нашем исследовании и комментировании Гал.4:4-7. Читаем: "Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление". 


Единородный Божий Сын должен был явиться миру Сыном Человеческим. Указанный текст говорит нам о том, что Его матерью должна была стать еврейка. Эта деталь имеет немаловажное значение в наших размышлениях о тайне Христовой, особенно в части понимания сути Крови чистого непорочного Агнца, Иисуса Христа, Крови Нового Завета. Предлагаю ненадолго остановиться и порассуждать на эту тему. 


Библия неоднократно указывает на то, что кровь птицы, животного или человека связана с их жизнью. "Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша" (Быт. 9:5). Сегодня, наверное, любой школьник знает, что именно кровь обеспечивает жизнедеятельность каждой клетки тела. Все системы организма функционируют исключительно благодаря крови. 


Кровь в значительной степени влияет и на продолжение рода, на появление новой жизни, на то, каким появится на свет потомство птицы, животного и человека: будет ли оно больным или здоровым, какими особенностями и даже привычками будет обладать. На генном уровне кровь несёт в себе информацию о предыдущих поколениях (в том числе через яйцеклетку и семя, сперматозоид). Эта информация, в конце концов, формирует личность новорождённого (вспомните, в кого у тебя такой нос или цвет глаз, походка или родинка на определенном месте, добродушие или, наоборот, непримиримость - в маму, папу, а может в дедушку или бабушку?). Будущая жизнь и, в какой-то мере будущая судьба, зарождаются как плод слияния крови, сплетения историй предыдущих поколений двух личностей. Именно это происходит во время соединения яйцеклетки и семени. С учётом сказанного делаем первый вывод: кровь дает и несет в себе физическую жизнь в точности, как написано в Священном Писании.


Однако через то же Писание Бог многократно говорит, что в крови находится и душа. Вот одно из мест Писания об этом: "...душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает" (Лев.17:11).


Мы можем видеть, что с кровью связана некая тайна. Кровь не только несёт в себе физическую жизнь, но есть в ней и сверхъестественное свойство, данное Творцом, которое Бог называет "душа тела". По этой причине Он категорически запрещает человеку как-либо использовать кровь птиц и животных в своей повседневной жизни, в том числе употреблять её в пищу. У крови есть единственное Божественное предназначение - проливаться на жертвенник для очищения души приносящего жертву от греха. 


С самого начала Бог старался указать человеку на это сверхъестественное свойство крови. Когда тот ослушался Его в Эдемском саду и обнаружил себя нагим и беззащитным, Бог показал ему на способ решения этой проблемы: проливается первая кровь животных. Между жертвой Авеля и жертвой Каина Бог выбирает первую. Ной, ступив на сушу после потопа, приносит жертву Всевышнему из тех животных, что совершали вместе с ним плавание в ковчеге. Авраам разрубает тельца, заключая вечный завет с Богом.


Все храмовые богослужения предусматривали пролитие крови жертвенных животных и птиц. Для жертв устанавливались высокие требования: они должны быть без пятна и порока не только снаружи, но и внутри, то есть абсолютно здоровы. Для достижения этих высоких стандартов зачастую требовалась длительная селекционная работа. Так неподалёку от Иерусалима, в Вефлиеме, на протяжении веков выращивались агнцы для пасхальной жертвы. Пастухи, приветствовавшие Рождество Спасителя, не были случайными свидетелями вефлеемского чуда.


Во времена Закона кровь жертвенных животных временно очищала человека от различных грехов, но обетования Нового Завета указывали на полное и окончательное освобождение человека от греха. Чем выше были обетования заветов, тем совершеннее требовалась жертва для пролития крови на жертвенник. Когда пришла полнота времён, Бог даровал не только Новый Завет, заключённый с домом Иуды и домом Израиля, принёсший человечеству лучшие обетования, но и приготовил более совершенную Жертву для пролития Крови Нового Завета на жертвенник - Своего Единородного Сына, Спасителя мира и Мессию Израиля. Наши размышления о Крови Христа мы продолжим в следующей Грани.


Вновь возвращаемся к Гал.4:4-7: "Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление". 


Данный евреям Закон показывал не только на Бога, на те божественные стандарты, которые Господь установил для всех сфер жизни и морали Своего народа, но и на противящийся Ему грех (грех познаётся законом – Рим.3:20). Закон должен был помочь евреям избегать греха. Исполнившему весь закон обещалось освобождение от греха. Но проблема заключалась в том, что никто из живущих на земле не мог этого сделать по причине проклятия первородного греха (делами закона не оправдается пред Ним ни одна плоть – Рим.3:20) Каждый рождённый на свет человек нёс в себе семя этого проклятия. Как следствие, закон, дарованный Богом во благо Израилю (Закон свят; и заповедь свята и праведна, и чиста – Рим.7:11), оказался тяжелым, неподъемным бременем для него (когда пришёл закон, то грех ожил – Рим.7:9). 


Мессия, о котором возвещали пророки Израиля, должен был разрешить эту, казалось, неразрешимую проблему. Чтобы избавить Израиль от тяжести закона, грядущий Спаситель должен был родиться евреем, подчиниться закону, исполнить его полностью и, тем самым, искупить подзаконных. Именно об этом Иисус говорил в Нагорной проповеди: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мтф. 5:17).


Думаю, здесь нам следует остановиться. Но мы не закончили ещё наш комментарий к Гал.4:4-7. 


Вот какой предварительный итог, как мне кажется, можно подвести в этой Грани: Священное Писание и пророки Библии указывали на грядущие времена Нового Завета. Новый Завет должен был заменить собой Завет Закона. Закон был дан Богом исключительно еврейскому народу для его освящения, отделения от всех других народов через познание греха, и тем самым через познание Господа. Завет Закона, по сути, и стал той преградой, возведённой Богом между избранным еврейским народом и всеми языческими народами, пребывавшими в идолопоклонстве.

 

Тысячелетия она была непреодолима как для тех, кто был внутри неё, так и для тех, кто был снаружи. У язычников не было на это даже надежды, ни один еврей не мог исполнить требования закона. Казалось, проблема неразрешима и преграда вечна! Но, когда исполнилась полнота времён, Бог явил миру Того, Кто должен был родиться от женщины, подчиниться закону, искупить подзаконных – то есть исполнить закон, и тем самым разрушить стоящую посреди преграду. Один Божий Завет должен был смениться другим Заветом, с лучшими обетованиями, позволявшими тем, кто был рабами в глазах Бога, становиться Его сыновьями. Время, когда Бог обращался только к Израилю, заканчивалось, наступали времена язычников. Стена была разрушена, пришло время познания Бога для всех народов...

 

Об этом более подробно мы будем говорить в последующих Гранях.