«Тайна Христова» - грань 11

текстБогословие

ГРАНЬ 11. НАСЛЕДИЕ. ЗАВЕТЫ С ИЗРАИЛЕМ, И НАСКОЛЬКО ВЕТХИЙ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.

 

Ранее мы познакомились с главными принципами заключения и действия Божьих заветов и узнали о двух типах заветов. В этот раз мы посмотрим на заветы, заключенные Богом с Израилем.


Хочу обратить ваше внимание на названия двух частей, составляющих Библию. Первая часть, наибольшая по количеству страниц, называется Ветхим Заветом, название второй части - Новый Завет. У человека, ни разу не открывавшего Библию, но прочитавшего первые странички с ее содержанием, уверен, сразу возникает представление о том, что в первой части Библии находится некая информация, скорее всего, имевшая когда-то весьма важное значение, но по прошествии времени устаревшая, утратившая эту важность. Наверное, она и сейчас имеет некий смысл, о ней не нужно забывать, это же история!, и для сегодняшнего дня эта информация уже не актуальна. Сегодняшний день требует новых принципов и новых подходов. Они-то как раз и находятся во второй части Библии, поэтому она и называется Новый Завет. И в голове этого, ни разу не читавшего Библию человека, возникает картина, в которой Новый Завет, замещает собой Ветхий.


К подобному выводу могут прийти и люди верующие, читающие Писание не один год. Признаюсь, я был одним из таковых. Каждый раз, перечитывая Библию, заканчивая читать восьмую главу Послания к евреям, я приходил к этим мыслям. В этой главе автор Послания совершенно ясно говорит о том, что Новый Завет является лучшим по сравнению с первым заветом, т.к. он "утвержден на лучших обетованиях" (Евр.8:6). А после прочтения последнего стиха этой главы у меня не оставалось и малейшего сомнения в том, что Новый Завет заменил собой Ветхий: "Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению" (Евр.8:13). "Да, - прочитав это, говорил я сам себе, глядя на Библию, - недаром меня учили в церкви читать Слово Божье, начиная с Нового Завета. Действительно, зачем читать Ветхий Завет, если он настолько обветшал, что скоро совсем будет не нужен? Ну, разве что просто так, для интереса?"...


Однажды я увидел в руках одной сестры из нашей церкви Библию, в которой название первой части она заклеила слово "Ветхий" полоской бумаги, и вместо него написала сверху - "Вечный". Тогда я подумал, что сестра, наверное, того… немного странная. Теперь же я думаю, какая умная и смелая она была!


На самом деле, если мы более внимательно начнем изучать эту самую первую часть Библии, то к своему удивлению обнаружим в ней не один Божий завет под названием "Ветхий" (такого завета в Священном Писании вообще нет!), а множество Божьих заветов, подавляющее большинство которых являются безусловными, и, как мы уже знаем, вечными (см. Грань 10).


От дня сотворения Человека Бог начал заключать Свои заветы с человеком, народами и человечеством. Попробуйте сами обнаружить эти заветы, более внимательно читая первые главы Библии. Мы же пропустим начало Писания, оставив позади Эдемский сад, великий потоп и появление народов после разрушения Вавилонской башни. В рамках нашего исследования тайны Христовой для нас исключительно важно знать о заветах, заключенных Богом с Израилем. Я не буду говорить подробно на эту тему, лишь перечислю эти заветы, сделав короткие комментарии о каждом для указания акцентов. Каждому, читающему этот пост я бы порекомендовал прочитать о заветах с Израилем (и не только) в книге "Почему Израиль?" современного исследователя Библии Виллема Глэсхаувера (Нидерланды).


Итак, Божьи заветы с Израилем:


1. Завет с Авраамом (Быт.12:1-3; Быт.17:7). Бог обещает произвести от Авраама народ, на который ВЕЧНО будут распространяться данные ему заветные обетования. Часто некоторые теологи пытаются убедить, что Божьи обетования, дарованные Аврааму, это одно, а обетования Израилю нечто другое. Именно это понимание подвигло отцов Церкви создать так называемую заместительную теологию. Писание же ясно показывает на преемственность обетований Авраама на его потомство. Быт.17:7-8, Быт.22:15-18, Быт.26:23-24 - Бог подтверждает завет с Авраамом Исааку. Быт.28:3-4,13-15, Быт.35:9-13 - Бог подтверждает завет с Авраамом Иакову. Нам очень важно понять небесный принцип преемственности обетований, так как в какой-то момент Божественной истории он коснулся и нас, когда, как написано, благодаря Христу, мы вошли под благословения Авраамово (Гал.3:14), когда изменилась наша суть и мы стали сынами Авраама (Гал.3:7), когда мы стали благословляться вместе с верным Авраамом (Гал.3:9).


2. Завет Обетованной Земли (Быт.13:14-17, 15:18-21, Втор.30:1-10, Пар.16:17:18). Бог обещает Аврааму и его потомству НАВЕЧНО землю Ханаанскую, указывает ее точные границы. В контексте рассматриваемой нами темы необходимо отметить следующее: Всевышний удивительным образом связал все дарованные Израилю Божественные обетования, все материальные и духовные благословения, включая его спасение, с пребыванием еврейского народа на Обетованной Земле.


3. Завет с левитами (Чис.25:10-13, Неем.13:29, Иер.33:19-23, Мал.2:1-9). Господь отделяет из двенадцати колен Израилевых колено Левия и заключает с ними ВЕЧНЫЙ завет, согласно которому левиты освобождались от обыденных дел для посвященного служения Богу. Из этого колена были священники Израиля и храмовые служители. Рассеяв десять колен Израиля, Бог сохранил колено Иудино (цари) и колено Левино (священники), т.к. Писание многократно говорит о приходе Царя Царей, Мессии Израиля и восстановлении богослужения во вновь отстроенном Храме в конце времен.


4. Завет с Иерусалимом (Иезек.16). Господь отделяет от дарованной Израилю Обетованной Земли Иерусалим и заключает с ним ВЕЧНЫЙ завет, согласно которому этот город НАВСЕГДА станет городом Его славы, здесь на горе Мориа (сегодня - Храмовая гора) будет отстроен Храм, в котором будет обитать Божественная шехина, сюда однажды войдет Царь Царей, Мессия Израиля, отсюда Царство Господне будет распространяться по всей земле.


5. Завет с Давидом (2Цар.7:10-16, 1Пар.7:11-14, Иезек.37:24,25). Как когда-то Господь избрал Авраама, отметив его веру, так однажды и вера молодого Давида, сына Иессея из Вифлеема, привлекает Его внимание. Давид становится великим царем Израиля. Однажды Господь заключает с ним завет, согласно которому именно из его рода миру будет явлен Великий Мессия, Спаситель мира, Тот, который будет править ВЕЧНО и царству его не будет конца.


6. Новый Завет (Иер.31:31-34). Далее все наше внимание будет переключения на изучение Нового Завета, поэтому я оставляю этот пункт в указанной череде заветов с Израилем лишь с одним коротким комментарием: Новый Завет должен быть заключен с домом Израиля и с домом Иуды, и уставы этого завета будут действовать до тех пор, пока перед Богом будет существовать еврейский народ (Иер.31:36), т.е. ВЕЧНО (см. выше п.1).


Как вы поняли, я умышленно в своих коротких комментариях к заветам выделил слова, связанные с ВЕЧНЫМ, непрерывным действием этих заветов. Все шесть указанных выше заветов являются безусловными, т.е. Бог обещает исполнить их независимо от того, насколько послушен в исполнении этих заветов был Израиль.


Но помимо шести вечных безусловных заветов, заключенных с Израилем, Господь заключил с ним еще один завет - Завет Закона или Синайский завет, или завет Моисеев (Исх.19:5, Исх.20:1-17, Втор.28:1-68). Об этом завете мы часто упоминали в самых первых главах, когда рассуждали о рождении веры, рождении еврейского народа, его слепоте и глухоте. Этот завет принципиально отличается от шести других заветов с Израилем, указанных выше: он - условный. Бог созидает из племен, вышедших из египетского рабства и идолопоклонства, Свой народ и его веру. Именно с этой целью Он дает Моисею на Синае Завет Закона, прописывая для евреев УСЛОВИЯ Его благословений с одной стороны и Его наказаний с другой. 28 глава книги Второзоконие является хорошей иллюстрацией действия Синайского Закона. Впоследствии Закон стал фундаментом, духовной сердцевиной народа израильского, как народа Божьего, и его веры. Писание говорит, что закон явился детоводителем ко Христу. Действие условий Завета Закона не могло быть вечным, и потому в какой-то момент должно было закончиться.


С явлением миру Христа и заключенного в Его Крови Нового Завета с домом Израиля и Домом Иуды полномочия, УСЛОВИЯ Завета Закона (не сам Закон!) начинают терять силу по мере того, как часть евреев, признав во Христе своего Мессию и Спасителя, входят в безусловный Новый Завет, в котором Закон не отменяется, но становится написанным на их сердцах. Мы уже писали, что таковых около 1% от всех евреев, живущих сегодня на земле. Сердца же остальных ожесточены, окаменены Богом против Христа, "пока не войдет полное число язычников" (Рим.11:25). Спасение Израиля очень тесно связано с приходом Мессии. Библия так говорит об этом: "Весь Израиль спасется, как написано: "придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова" (Ис.59:20, Рим.11:26).


Мы увидели шесть потрясающих ВЕЧНЫХ заветов, заключенных Богом с Израилем и один временный условный Завет Закона. Именно об этом завете автор Послания к евреям писал, что он ветшает, стареет и близок к уничтожению (Евр.8:3). Еще раз хочу обратить ваше внимание, что ветшает завет, не Закон. Закон сохраняется написанным на сердцах. Шесть же других заветов, которые Бог заключил с Израилем, не могут ветшать, потому что они ВЕЧНЫ!


Так что сестра, заклеившая полоской бумаги название первой части Библии "Ветхий Завет" и поверх написавшая "Вечный завет", поступила весьма разумно и смело. Давайте, и мы всегда помнить об этом.