«Тайна Христова» - грань 10

текстБогословие

ГРАНЬ 10. НАСЛЕДИЕ. ЗАВЕТЫ

 

Приступив к изучению Божественного наследия, сонаследниками которого стали язычники, благодаря Крови Нового Завета, мы узнали, что результат их вхождения в это наследие оказался весьма трагичным для наследников: для еврейского народа. Бог ожесточил сердца евреев против Христа и Благой Вести. Это стало особой болью для Апостола Павла (см. Грань 9). Но, открыв тайну слепоты и глухоты Израиля, он утверждал, что это ожесточение ни в коей мере не лишает евреев данного им Богом наследства, что "их дары и призвание непреложны" (Рим.11:29), что им "принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки" (Рим.9:3-5), "им вверено Слово Божье" (Рим.3:2).


Думаю, в рамках рассматриваемой темы, из всего наследия Израиля, указанного выше, нам следует заострить внимание на заветах. Мне кажется, мы не уделяем достаточного внимания пониманию важности заветов в осуществлении планов Бога по возвращению Царства Божьего на землю. Если хотите, заветы - "юридические границы" этого Царства. Бог Библии - Бог заветов. Он не действует за пределами и вне условий заключенных Им Заветов.


Инициатором всех Библейских заветов является Бог. Он Сам выбирает того, с кем Он желает заключить завет. Ни человек, ни народ, ни Церковь, ни человечество не могут заставить (или упросить) Бога заключить с ними завет. Это является исключительно Его прерогативой.


Писание не говорит нам о том, что Бог заключил заветы с Церковью, пастором или с пасторской командой, хотя иногда мы можем слышать об этом в наших церквах. Библия ясно показывает нам на то, что со времен Авраама все заветы заключались исключительно с Израилем, а то, что мы стали сонаследниками одного из них, является чудом, той тайной, в которой мы с вами и стараемся разобраться.


Божьи благословения и Божьи обетования могут распространяться на тебя только лишь в том случае, если ты состоишь в той избранной Богом группе лиц, с которой Он решил заключить завет. Твоя причастность Завету имеет первостепенное значение, получение обетований Завета является лишь следствием этой причастности.


Теперь рассмотрим некоторые весьма важные особенности Божьих заветов. Все заключенные Богом заветы делятся на две категории: на безусловные заветы и условные.


Безусловные заветы подразумевают такие заветные отношения, когда Бог обязуется выполнить условия завета вне зависимости от того, насколько верной или неверной оказалась в исполнении этих условий другая сторона:  человек, народ, человечество. Как бы они ни нарушали установленных договоренностей, как бы ни противились Богу, если Он заключил с ними безусловный завет, Он обязательно исполнит обещанное! Безусловные заветы подчеркивают всепрощающий характер Бога и Его вечную любовь к человеку. От того эти заветы не имеют ограничений во времени, они вечны.


Условные заветы Бог заключает с человеком, народом, человечеством для применения к ним мер защитного, оградительного или воспитательного характера. В этом случае Бог выставляет другой стороне завета условия, исполнение которых приносило бы благословения, а неисполнение - наказание и даже смерть, например, как это произошло с Человеком в Эдемском саду (Быт.2:17). Условные заветы не могут быть вечными и потому носят временный характер.


Бог устанавливает одно общее правило при заключении заветов - принесение в жертву животного с обязательным пролитием его крови. При этом сама жертва должна отвечать самым высоким стандартам, быть без пятна и порока, как снаружи, так и внутри.


Нам нужно понять еще один очень простой, но невероятно важный принцип, применимый к Божьим заветам: исполнение завета - процесс. Это означает, что заключение завета не гарантирует того, что все его обетования должны исполниться мгновенно, - на это потребуется много времени, иногда ОЧЕНЬ много времени. Читая книгу Бытие, мы видим, как духовная смерть греховного человека привела его к смерти физической, как протяженность его жизни на земле постепенно сокращалась от нескольких столетий до нескольких десятилетий.


То же самое мы можем сказать о заветах с Авраамом. Бог обещает произвести от него великий народ, когда ни он, ни Сарра не могли родить физически. Понадобилось чудо от Господа, чтобы родился сын обетований Исаак. По прошествии тысячелетий от этого события можем ли мы сказать о том, что сегодняшний Израиль это тот народ, численность которого подобна морскому песку или звездному небу? Судя по всему, процесс исполнения этого завета исполняется по сей день.


Итак, давайте, размышляя о заветах, всегда помнить, что исполнение каждого из них зачастую является долгим Божьим процессом.


И, наконец, нам нужно помнить, что этот народ существует под обетованиями и под требованиями всех заключенных с ним заветов, условных и безусловных, временных и вечных, ОДНОВРЕМЕННО. Если будем помнить это, тогда, читая Библию или глядя на то, что сегодня происходит с Израилем и еврейским народом, мы сможем больше понять и сможем увидеть во всем этом Великого Бога Израилева, верного Своему Слову. Да будет благословенно Его имя!


В следующий раз мы рассмотрим заветы с Израилем. Но наша главная цель - Новый Завет, там, где в заветных отношениях появляемся мы, язычники по плоти. Там и начинает открываться сокрытая в веках Тайна Христова.