ПЕСАХ – ПАСХА

Статья написана 6 апреля 2015 года.

текстБогословие

Христос воскрес!

В этот год католики и протестанты по всему лицу земли празднуют Пасху – великий день спасения – вместе с евреями, вспоминающими Исход из Египта, и празднующими Песах. Они, как и мы (скорее мы, как они) называют свой праздник днем спасения.

Два дня назад вместе с моей женой и друзьями-евреями мы стали участниками Седер-Песаха – особенного праздничного застолья, больше напоминающего богослужение. "Седер" означает порядок ведения пасхального праздника (или богослужения). Основы этого порядка были определены еще во времена Моисея. Я сидел за праздничным столом и думал о том, что точно в таком же порядке совершался и прощальный Седер-Песах Иисуса и Его учеников.

Тем вечером я смотрел на улыбающихся евреев, вспоминающих Исход, преломляющих мацу, поднимающих бокалы с вином, вкушающих горькие травы в память о рабстве в Египте, и думал, что в точности то же самое на прощальной вечере делал Иисус и ученики – будущие Апостолы. Когда же раввин, который вел Седер-Песах, приблизился к концу богослужения, мое сердце начало биться учащенней: сейчас все будет о Нем!

Все находящиеся в синагоге начали в песнях и молитвах призывать пророка Илию. На протяжении всего Седер-Песаха дверь синагоги открыта в ожидании его прихода. С самого начала праздника на столе Илию ждет бокал, наполненный вином. И кажется, вот-вот должен придти тот, кому Писание определило явиться миру перед самым приходом Мессии, чтобы обратить друг ко другу сердца отцов и детей.

В это же самое время дети разных возрастов усердно ищут в самых различных уголках синагоги спрятанный ото всех кусочек мацы – афикоман. Именно им, чистыми сердцем, дано обнаружить то, что было сокрыто от других. Дети получают за находку подарки. Все в синагоге отламывают от сокрытого афикомана по кусочку и съедают. И тогда поднимается последняя четвертая чаша: чаша за очищение души от греха.

"И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается". (Лк.22:19-20)

Я клал в рот кусочек афикомана, пил из последней чаши виноградный сок и совершенно ясно понимал: именно так и был заключен Новый Завет с домом Израиля и домом Иуды (Евр.8:8), в котором сегодня, каким-то невероятным образом, находился я! После пасхальной вечери будет Гефсимания и Голгофа, Божий Агнец будет принесен в жертву и переживет чудо воскресения из мертвых. И все это - следствия прощального Седер-Песаха нашего Господа.

Писание очень ясно открывает нам смысл Нового Завета, заключенного с домом Израиля и с домом Иуды, и объясняет: что же, собственно, произошло с евреями, благодаря искупительной Пасхальной жертве Христа:

1. Закон, который для них был, с одной стороны, детоводителем к Нему, а с другой, – непомерным грузом из-за невозможности его исполнения, оказывался написанным на их сердцах и вложенным в их разум. Закон как-бы становился частью нового человеческого естества, и уже не требовался посредник между Богом и человеком.

2. Грехи и проклятия, за которые человек должен был постоянно приносить жертвы, раз и навсегда прощались и уже более никогда не вспоминались Богом. (Евр.8:10-12) Аллилуйя!

До какого-то момента эти новые наилучшие обетования действительно исполнялись только внутри дома Израиля и дома Иуды. Читая первые главы книги Деяний, мы восхищаемся теми чудесами и знамениями, которые Господь являл Своему народу: схождению Святого Духа; тысячами евреев, признавших в Иисусе пришедшего Мессию, Спасителя Израиля; исцелениями от опоясаний Апостолов и тени Петра! Это были чудеса, подобные тем, которые совершал Сам Иисус.

Но в 10-й главе Деяний мы читаем о чуде, подобно которому не было никогда: язычники слышат Благую Весть о Спасителе Иисусе Христе, и на них неожиданно сходит Дух Святой, как Он до этого сходил на евреев, подтверждая тем самым, что и язычники вошли в обетования Нового Завета, заключенного Богом с еврейским народом. (Деян.10:44-45). Этого не было никогда! Ни один иноплеменник не мог иметь личных отношений с Богом Израиля, Творцом земли и неба. Для этого у него был один путь: совершить гиюр, религиозный обряд, включающий обрезание и исполнение закона. Но благодаря Крови Нового Завета, совершенно неожиданно для евреев, язычники начали приходить к Богу Израиля совершенно свободно!

Это было невероятно!

В Иерусалиме собирается первый Собор, на котором ревностные иудеи говорят о том, что невозможно верующим во Христа язычникам встречаться с Господом, оставаясь язычниками по природе, что каждому из таковых необходимо пройти через процедуру гиюра и стать подобным еврею. Почему? Да потому, что по-другому никогда не было! Но слава Богу за Апостолов, сказавших тогда, что этого делать не следует, так как Сам Господь задействован в спасении неевреев.

Чуть позже Апостол язычников Павел напишет об этом: "Мне через откровение возвещена тайна, то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками Его во Христе Иисусе." (Еф.3:3-6)

Оказывается, смысл заключения Нового Завета в Крови Христа, заключался в том, чтобы и мы, язычники, "не имевшие надежды Без Христа", однажды, со Христом, вошли под Божьи обетования и стали сонаследниками этих обетований вместе с домом Израиля и домом Иуды!

Я сидел в окружении Божьего народа на Седер-Песахе в одной из московских синагог и чувствовал себя частью этого великого празднества. Мне не нужно было быть евреем, чтобы ощущать единство с ними. Было достаточно, что на моем сердце Кровью Пасхального Агнца был написан дарованный им Богом закон, ставший частью моего нового естества. Мы были просто едины! Я чувствовал себя СОНАСЛЕДНИКОМ. Время от времени я радостно повторял за ними: "Хаг Песах самеах!", а моя душа тихо вторила: "Христос воскрес!"