ПАРУСИЯ И АЛИЯ. Часть 1

текстАлия

Греческое слово парусия (parousia) хорошо известно в богословских кругах. В Синодальном переводе Нового Завета это слово, как правило, переведено словом «пришествие». Буквально это слово можно перевести, как и «прибытие», «присутствие» или даже «подходящий момент». К примеру, учитывая контекст, вопрос учеников Христу в Мф. 24:3 я бы вообще перевел следующим образом: «Скажи нам когда же это случится, и какой признак Твоего воцарения [парусия] и окончания века».

Со словом Алия – все проще: этим словом в современном мире мы обозначаем возвращение евреев в Израиль, репатриацию. Это понятно. Однако одну неотмеченную исследователями взаимосвязь между этими понятиями и хочется сегодня подчеркнуть.

Дело в том, что большинство интересующихся темой Израиля считает, что собирание рассеянного Израиля окончится к моменту пришествия Христа. Повторим, принято считать, что в тот день, когда Мессия вернется на Землю, весь предузнанный Израиль уже будет собран в Обетованной земле. Так учат и так интерпретируют известные пророчества многие учителя. В общем-то, и я так считал. Но потом засомневался. И вот, что меня заставило задуматься и несколько иначе посмотреть на поднимаемый вопрос.

Но прежде, пару слов еще нужно сказать про неслучайно употребленное мной понятие «предузнанный». Давайте процитируем отрывок из пророчеств Иезекииля:

…Ныне возвращу плен Иакова, и помилую весь дом Израиля, и возревную по святом имени Моем. И почувствуют они бесчестие свое и все беззакония свои, какие делали предо Мною, когда будут жить на земле своей безопасно, и никто не будет устрашать их, когда Я возвращу их из народов, и соберу их из земель врагов их, и явлю в них святость Мою пред глазами многих народов. И узнают, что Я Господь Бог их, когда, рассеяв их между народами, опять соберу их в землю их и не оставлю уже там ни одного из них… (Иез.39:25-28)

В этом известном пророчестве Господь дает обещание никого не оставить в рассеянии (в галуте), всех собрать. Рассуждая над этим и подобными пророчествами, приходим к выводу, что все потомки Авраама, до последнего должны быть собраны, и лишь затем придет Мессия. Однако нам сложно представить, как с практической точки зрения это может быть реализовано: не покидает внутреннее ощущение, что не все евреи пожелают вернуться, и вернутся в Обетованную землю. Нужно учитывать и то, что многие уже никогда не вернутся – они уже умерли в галуте. А наверное есть и такие евреи, кто не осознает себя и не ассоциирует с еврейским народом. В этом году служение Фонда Эвен-Эзер на Урале отмечает свое 20-летие. За эти два десятилетия на наших глазах родилось и порастает уже второе поколение новых репатриантов. И родившихся больше уехавших.

Вопросы остаются. Поэтому, для гармоничного понимания пророчеств и следует ввести такое понятие, как «предузнанный». Во фразе «не оставлю ни одного» следует понимать не абсолютно каждого, а лишь тех, кто предузнан Богом. И никто и ничто не сможет помешать Всевышнему собрать таковых в святой земле Израиля, ни один из них не останется в рассеянии. Похожая ситуация с новозаветным понятием «полное число» из Рим.11:25 (буквально «полнота народов» или «полнота язычников»). Понятно, что под «полнотой язычников» понимаются не все и не каждый из язычников, но только предузнанные Христом.

Еще важнее, что в процитированном пророчестве Иезекииля, как и в других пророчествах, не дается ясного указания на то, что все предузнанные олим непременно должны быть собраны до момента возвращения Мессии. Перечитайте пророчество Иезеекииля. Напротив, контекст важного пророчества Исайи (11 глава) ясно указывает нам на эсхатологические события, происходящие уже после пришествия Христа и установления Мессианского царства (1000-летнее, Царство Христа, Царство Израильское). Обратите внимание, например, на 4, 6-8 стихи:

Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого… Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. (Ис.11:6-8)

В начале пророчества Исайи говорится о совершаемых Христом судах над народами и поражении нечестивого (предположительно Сатаны). Ясно, что подобное может произойти лишь после парусии, лишь после пришествия Христа. А описание кардинального измененного животного мира окончательно рассеивает в этом последние наши сомнения. И вот теперь давайте обратим все внимание на 11 и 12 стихи:

И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли. (Ис.11:11-12)

Что получается? Получается, что пришедший на Землю Мессия продолжит собирать рассеянный Израиль! Это несколько меняет наши эсхатологические представления и ожидания. Если указанная логика верна, то парусия Христа может случиться в любой момент, и для этого не обязательно, чтобы к этому моменты все потомки Авраама собрались в Обетованной земле. Главное, чтобы этот процесс начался, что и будет ознаменовывать последние, т.е. эсхатологические времена.

Продолжение следует…