ПАМЯТЬ

Недавно я услышал о том, что некоторые братья стали называть нас, христиан, занимающихся сохранением памяти о жертвах Холокоста и восстанавливающих памятники на местах массовых убийств евреев, "похоронным бюро".Эта статья для них.

текстБогословие

 

 "Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давидов, звезда светлая и утренняя."

Откр 22:16

 

Память, имею в виду память историческую, – свидетельство божественной природы изначальной человеческой сущности, это то, что стало ее неотъемлемой частью в тот самый миг, когда Творец вдохнул Свой Дух в сотворенного из праха земли человека, она отличает человека от всего сотворенного Богом ранее: от деревьев, рыб, птиц, животных. Память делает человека подобным Самому Творцу.

Однажды Бог открылся Моисею, как Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова (Исх.3:6), а затем на его вопрос: "Как Твое имя?" открывается ему, как Бог Сущий, как Тот, который всегда есть, как Тот, кто непрестанно творит Свою волю, Свою Божественную историю (Исх.3:14). Примерно так может означать перевод Божьего имени, открывшегося Моисею в четырех согласных буквах на иврите, истинного значения которых никто не может знать.

Итак, наш Бог вне времени, а это значит, что и Его история не знает подобных ограничений. Это трудно представить, но в Его воле или в Его истории не существует границ между прошлым, настоящим и будущим. "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец," – так говорит о Боге Вседержителе Апостол Иоанн (Откр.1-8). Но безграничный, обитающий на небе Бог желает, чтобы Его история осуществлялась на сотворенной Им земле в данные Им человеку времена. Он учит нас молиться об этом: "Да будет воля Твоя на земле, как на небе" (Лк.11:2). Именно для того, чтобы быть помощником Богу в исполнении Его истории, Его воли на земле, сотворенному Им человеку и был дан особый дар, делающий его подобным Творцу, способный соединять прошлое с настоящим и будущим. И этот дар – память.

Как много мы находим в Священном Писании обращений к отцам, чтобы они передавали своим сынам то, что когда-то они получили от своих отцов (Пр.1-8). Именно так, через человеческую память, может осуществляться история, задуманная Творцом, соединяя в одно целое прошлое, настоящее и будущее. Именно так Бог Сущий, Бог вне времени, становится Богом Авраама, Исаака, Иакова, реальных людей, веривших Ему и передававших эту веру от поколения к поколению. Именно так Божья воля, Его история могут осуществляться на земле.

Когда человек перестает, или отказывается помнить, – прерывается Божественная история и начинается история человеческая. Это история одиночества, безысходности, безбожия и, в конечном итоге, бесчеловечности. Она переполнена болью и кровью.

Однажды будущий вождь всемирной революции провозгласил: «А мы пойдем иным путем!», и мы знаем, насколько ужасны оказались последствия его желания построить новый мир, предварительно разрушив до основания старый.

В 4-м веке на Никейском соборе что-то подобное провозгласил и император Рима Константин: «Господь показал нам иной путь! С этого дня для нас не Иерусалим, а Рим – Церковь-мать». Знал ли император, что его желания не совпадали с желаниями Господа? Иисус никогда не отказывался от веры Его народа и не планировал начинать какую-либо новую религию: "Не думайте, что я пришел нарушить закон и пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мтф 5:17). Император мог не знать, но епископы, участники собора, наверняка, знали. Но согласились с императором. Так Церковь, рожденная из недр иудейской веры, стала частью и оплотом великой мировой империи и гонительницей евреев. Привитая маслина превознеслась над корнями, и многие века миллионы евреев унижались и уничтожались с именем Иисуса Христа. Холокост стал вершиной этого превознесения.

Трагедия беспамятства заключается в том, что, отказавшись от прошлого и начав свою новую историю, человек может не чувствовать, как далеко он уходит от Бога. Наоборот, зачастую ему кажется, что он, как никогда, близок к Нему, что именно сейчас, отказавшись от прошлого, отрезая себя от его корней, разрушая его и закладывая фундамент для лучшего будущего, он делает то, что Бог от него ожидает. Недаром самые популярные большевитские лозунги были буквально списаны из Библии.

Недаром Апостол Павел обращается к Церкви, едва начавшей делать по земле первые шаги: "Если превозносишься, помни, что не ты корень держишь, а корень тебя. Не гордись, а бойся".

Апостол Иоанн передал преуспевающей и много делавшей для Божьего Царства церкви серьезное предупреждение от Господа: "Знаю дела твои и труд твой... Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил (забыл) первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела. А если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься".

Апостол Библии ясно показывает Церкви, что она можем иметь успех в своих многочисленных проектах и делах, которые даже будут правильны в глазах Божьих, но в какой-то момент она, окунувшись в эти дела и поставив их для себя на первое место, незаметно может отойти от того предназначения, которое изначально определил для нее Господь, может выйти из Его воли, из Его истории, даже не подозревая, что находится перед Богом в столь опасном положении. Это серьезное предупреждение актуально и сегодня для всех лидеров церквей. Особенно оно важно для церкви, когда она пытается определить свое отношение к еврейскому народу и Израилю. Мы уже говорили, как однажды Отцы Церкви, возгордившись, увели ее от первой любви, заместив Церковью Божьего Первенца.

Господь милостив, и через Своего Апостола Он показывает путь, как можно исправить подобную ситуацию и вновь войти в Его волю и в Его историю: вспомнить и покаяться, что лишний раз доказывает, что память – Божий дар, что она способна совершать чудеса. Когда мы восстанавливаем ее, когда мы каемся перед Богом в нашем беспамятстве, когда желаем продолжать дела тех, кто шел перед нами, когда мы без превознесения, а с Божьим трепетом прикасаемся к прошлому, восстанавливаются наше настоящее и наше будущее. Они становятся такими, какими их видит Господь.

Мы любим Господа, любим еврейский народ и любим нашу Церковь. Поэтому мы и дали согласие еврейским организациям, попросивших нас оказать им помощь в сохранении памяти о жертвах

Холокоста. Так на могилы уничтоженных и забытых всеми евреев стали приходить христиане, те, чьи отцы убивали евреев задолго до того, как их начали убивать нацисты. Три года мы приходим на места расстрельных рвов и оврагов, строим или реставрируем на этих местах мемориалы, пишем на гранитных плитах их сохранившиеся имена, а на одной из таких плит пишем: "Мы помним вас. Простите нас!" Мы - это лидеры, служители, обычные верующие Евангельской Церкви России. Мы верим, что через эти простые дела, через восстановленную память и наше покаяние, прошлое начинает соединяться с настоящим и менять будущее наших церквей, нашей страны, наше личное будущее.

Восстанавливая память об убитых евреях, мы восстанавливаем Божью историю России и Церкви.