Остаток Израиля в новозаветном и ветхозаветном понимании

текстБогословие

Римлянам 9

Прежде всего, процитируем стих из Послания к Римлянам: «Исаия же кричит за Израиль: Если будет число сыновей Израиля как песок моря, остаток будет спасён…» (Рим.9:27, здесь и далее приводится подстрочный нелитературный перевод Нового Завета, РБО 2002).

Если говорить о каком либо остатке, не может не возникнуть сразу вопроса: об остатке в какой временной отрезок идет речь? Об остатке к какому моменту? Время событий, описываемых в пророчествах – это всегда большой и сложный вопрос. Можно сказать более-менее точно, что Исайя произнес или записал свое пророчество без малого за восемь столетий до дней апостола Павла. Если речь не идет об остатке Израильского царства в период жизни Исайи, то о каком моменте может идти речь: о периоде деятельности апостола Павла, или же об эсхатологических временах пришествия Мессии? Ответ содержится в 11-й главе: «Так итак и в нынешнее время остаток по избранию благодати сделался» (Рим.11:5). Мы видим, что речь идет о некоем остатке во времена апостола Павла, т.е. к середине первого века н.э. Этот утверждение будет важно нам для дальнейших рассуждений.

К большому сожаленью, нет возможности рассмотреть весь смысловой контекст, который простирается как минимум на три главы Послания к Римлянам – с 9-й по 11-ю, но давайте немного расширим контекст слов апостола Павла и обратим внимание на 25 и 26 стихи 9-й главы Послания к Римлянам: «Как и в Осии говорит: Назову не народ Мой – народ Мой, и не возлюбленную – возлюбленной; и будет в месте, где было сказано им: не народ Мой вы, там будут названы сыновьями Бога живущего» (25-26 ст.). Чтобы разобраться о том, какой народ в этом отрывке назван возлюбленным народом Божьим, необходимо обратиться к контексту уже самого пророчества пророка Осии.

Однако, прежде, чем мы процитируем Осию, необходимо напомнить крайне важную вещь: текст Нового Завета не подразумевает какого-либо национального диалога с Богом через Мессию Иисуса Христа! Что я имею в виду? То, что через Иисуса Христа к Богу возможен исключительно персональный диалог, но ни как не национальный. Национальный диалог возможен у Израильского народа, либо у любого языческого народа, однако не через Мессию, а опять же через отношение к еврейскому народу (см. Быт.12, Иоиль 3, Мф.25).

Теперь, обратим внимание на контекст непосредственно самого пророчества Осии:

«…И сказал Он [т.е. Бог – прим. А.Е.]: нареки ему имя Ло-Ами (Не Мой народ), ибо вы не Мой народ, а Я не буду вам (Богом). А сыны Йисраэйлевы числом будут как песок морской, который не измерить и не исчислить. И будет, там, где было сказано им: "Вы Ло-Ами" (не Мой народ), будет сказано им: "сыны Бога живого". И соберутся вместе сыны Йеуды и сыны Йисраэйля, и поставят себе одного главою, и поднимутся из страны (изгнания), ибо велик будет день Йизреэла. Скажите (же) братьям вашим: "Ами" (народ Мой), и сестрам вашим: "Рухама" (Помилованная)». (Ос.2:1-3/Ос.1:10-2:1, перевод Давида Йосифона).

Что мы здесь видим? Мы видим, что обетование быть названными народом Божьим и помилованной по праву принадлежит евреям! И конечно же, апостол Павел не мог изменить контекста древнего пророчества, т.е. подразумевал тоже самое, что гармонично согласуется с контекстом упомянутых глав Послания к Римлянам.

Римлянам 11

Обратим теперь внимание на рассуждения апостола Павла уже в 11-й главе Послания к Римлянам: «Так итак и в которое теперь время остаток по выбору благодати сделался…» (Рим.11:5). Прежде, чем сказать об остатке, Павел приводит в пример историю с пророком Илией:

«Говорю итак, не оттолкнул Бог народ Его? Не пусть осуществится; и ведь я Израильтянин есть, от семени Авраама, племени Вениамина. Не оттолкнул Бог народ Его который Он предузнал. Или не знаете в Илии что говорит Писание? Как обращается [к] Богу против Израиля, Господи, пророков Твоих убили, жертвенники Твои они разрушили, и я был оставлен один, и ищут душу мою. Но что говорит ему возвещение? Я оставил Мне Самому семь тысяч мужей, которые не согнули колено [перед] Ваалью. Так итак и в нынешнее время остаток по избранию благодати сделался; если же благодатью, уже не из дел, поскольку благодать уже не делается благодатью…» (Рим.11:1-6).

 Прежде всего, стоит сразу обратить внимание на то, что вместо синодальной фразы «итак спрашиваю», стоит фраза «итак говорю», что значительно точнее соответствует оригинальному греческому словосочетанию «λεγω ουν» (ср. с επερωταω - спрашивать).

Текст 11-й главы начинается с того, что апостол пытается утвердить тот факт, что Бог никоим образом не отвергал народа Своего Израильского. Следуя логике, история Илии должна лишь подтверждать или иллюстрировать посыл Павла, но не противоречить ему. Рассматривая историю Илии, мы видим, что остатком называется та часть Израиля, которая сохранила верность Богу, т.е. не стали идолопоклонниками, но остались в лоне ортодоксального иудаизма. Получается, что апостол Павел в своем послании к церкви в Риме, состоящей по большей части из евреев рассеяния (евреев-эллинистов) и уверовавших из язычников, на примере с Илией говорит о том, что истинный остаток – это евреи, сохранившие верность Богу Яхве. Все это довольно гармонично согласуется с ситуацией повсеместной эллинизации, коснувшейся и народа израильского.

Логическим продолжением может стать вопрос: если в ветхозаветный период святым остатком по мнению Павла являлись евреи, не впавшие в идолопоклонство, то можно ли сказать что в новозаветный период эта ситуация кардинально изменилась в том ключе, что святым остатком  теперь должны непременно считаться не просто иудеи, верующие в Яхве, но евреи, уверовавшие в Иисуса как своего Мессию? Не будем спешить давать на этот сложный вопрос ответ…

С другой стороны, дальнейшие рассуждения апостола Павла полагают основания говорить о том, что под ожесточением (окаменелостью) Павел все же понимает непосредственно окаменелость в отношении личности Иисуса. И тут нам еще раз следует сделать ряд экзегетических уточнений. Давайте процитируем следующие несколько стихов: «Что итак? Которое разыскивает Израиль, этого не достиг он, избрание же достигло; остальные же были сделаны окаменелые, как написан: Дал им Бог духа оцепенения, глаза не [чтобы] видеть и уши не [чтобы] слышать, до которого сегодня дня…» (Рим.11:7-8)

Апостол Павел говорит здесь, что часть Израиля не сами ожесточились, а были ожесточены, были сделаны каменными (использован греческий глагол «επωρωτησαν» (eporotesan) – аорист, пас. (страд.) залог, изъяв. накл., 3-е л., мн. ч.). Кто же их сделал каменными? Из контекста видно, что – Сам Бог! По какому критерию кто-то был сделан каменным, а кто-то нет? Обратим внимание, апостол Павел по этому поводу говорит в 5-6-м стихах: «Так итак и в которое теперь время остаток по выбору благодати сделался; если же благодатью, уже не из дел, а то благодать уже не делается благодать». Получается, кто-то из еврейского народа стал каменным, или наоборот – не стал каменным, не потому что что-то сделал или чего-то не сделал, а по избранию (по выбору) благодати! Другими словами, нужно всегда помнить, что святой остаток определялся и определяется Самим Богом.


Важно отметить один из промежуточных итогов в словах Павла; в 11-м стихе апостол Павел, подразумевая ту часть Израиля, которая была избрана стать окаменелой, пишет следующее: «Говорю итак, не споткнулись они чтобы они пали? Не пусть осуществится…». Т.е. целью того, что они были сделаны Богом каменными, не было желание Бога навсегда отвергнуть часть эту часть Израиля! Это была иная цель, а именно, облегчить путь спасения язычникам.


Далее. При детальном исследовании любопытно звучат 13-14 стихи: «На сколькое ведь итак есть я язычников апостол, служение моё прославляю, если как-нибудь сделаю ревностной мою плоть и спасу некоторых из них». Т.е. прославление служения Павла должно было произойти при возбуждении ревности в самом апостоле ко спасению некоторых их окаменелой части Израиля.

Ветхий Завет

Несколько слов нужно сказать и по поводу понимания остатка в текстах Ветхого Завета. К примеру, в Ис.10:20-23 под остатком народа понимаются евреи, оставшиеся к моменту окончания наказания Божьего. Особого же внимания заслуживает вся 11-я глава Исайи. Если сохранить контекст пророчества и хронологию описываемых событий, то мы видим, что пророчество называет остатком еврейского народа тех, кто останется в рассеянии к моменту или в момент установления мессианского периода – 1000-летнего царства. Т.е. в этом пророчестве остаток – это те евреи, которые к моменту второго пришествия Мессии будут оставаться в рассеянии.


В Иер.23:3 Господь через пророка называет остатком народа тех, кого Он соберет из рассеяния в Землю Израилеву опять же в преддверии установления царства Мессии (см. ст. 5). Получается, что остаток – это все те же олимы предмессианского или мессианского периода. В Иез.6:8 и Мих.5:7-8 остатком народа также названы евреи рассеяния.

Стоит еще процитировать слова пророчества из книги пророка Иеремии: «…Ибо будет день, когда стражи с гор Эфрайимовых возгласят: "вставайте и взойдем на Цийон, к Господу, Богу нашему!" Ибо так сказал Господь: радостно пойте Йаакову и ликуйте пред всеми народами; провозглашайте, славьте и говорите: "спаси, Господи, народ Твой, остаток Йисраэйля!" Вот, Я приведу их из страны северной и соберу их от краев земли; среди них слепой и хромой, беременная и роженица вместе; великое множество возвратится сюда!» (Иер.31:6-8). Прежде всего, мы видим, что остатком опять же названы евреи рассеяния. И, если обратить внимание на 11-й стих, то можно усмотреть намек на то, что описываемые события следует отнести к периоду окончательного искупления Израиля; это косвенное указание на эсхатологический момент пришествия Христа.

Выводы

Возможно ли вообще согласовать между собой ветхозаветное и новозаветное понятия «остатка Израиля», говорят ли указанные танахические пророки о том же остатке, о котором говорит апостол Павел. Сложно ответить со всей очевидностью.

И все же, больше аргументов, которые говорят в пользу того, что апостол Павел и ветхозаветные пророки по-разному, в разных смыслах используют словосочетание «остаток народа». Ветхозаветные пророки под остатком подразумевают евреев, которые в преддверии или в момент второго пришествия Христа будут собраны из рассеяния. Апостол же Павел, под остатком Израиля, скорее всего (что еще требует дополнительного исследования), подразумевает ту часть еврейского народа, которая в середине первого века «не из дел, но по благодати» были открыты для евангельской вести, в то время как оставшаяся часть были сделаны каменными ради полноты спасения из языческих народов.

P.S. Ну и конечно же, в пришествие Машиаха евреи, оставшиеся в живых после рассеяния Римом, страшных гонений средневековья и холокоста XX века и собранные в своей земле, и будут составлять из себя обещанный остаток Израиля, которому пророки предрекали спасение в буквальном ветхозаветном понимании, а вторящий им апостол Павел и в духовном новозаветном.