Об отломленных ветвях

- Анатолий Ермохин -

текстБогословие

«…некоторые [из] ветвей были отломаны…»
Рим.11:17
(Нелитературный подстрочный перевод А. Винокурова)

В последней заметке я обещал поговорить о словах апостола Павла в Послании к Римлянам об отломленных ветвях. Скажу сразу – вопрос значительно сложнее, чем мы привыкли понимать. И не думаю, что мы сходу разберемся в этом вопросе. Давайте по порядку…

Ветхозаветный контекст. Отметим, что согласно контексту Ветхого Завета «отпадением» («отламыванием») Израильского народа можно было считать только отпадение от веры в Самого Бога Яхве (Бога-Отца согласно христианской догматики), и, зачастую, как результат, изгнание из земли. Отпадение от Бога Яхве выражалось в отступлении от исполнения святых заповедей Торы (см. Втор. 6 и 28 гл.). Непонимание же или искаженное понимание каких либо пророчеств не считалось, да и не могло считаться «отпадением». Повторюсь, отпадение – это неисполнение заповедей!


Гарантии. Согласно смысловому контексту 31 главы пророчества Иеремии, еврейский народ «вечно любим Богом», а так же, что Бог «благоволит» к Израилю и заверяет в том, что никогда, пока существует солнце, луна, звезды и море, а также пока не будет измерено небо и основание Земли, еврейский народ не будет отвергнут Им навсегда, т.е. «не будет отломлен» навсегда!

Гипотезы: отпали от чего? Позвольте я приведу вам возможные гипотезы о том, что в иносказательной иллюстрации апостола Павла можно считать «маслиной» (17 ст.)? От чего же «были они отломлены? Вариантов может быть несколько:
• Отпадение от Бога Яхве (от Бога-Отца);
• Отпадение от Мессии: от Миссии-Царя или Мессии-Первосвященника (см. статью о Кумранских Свитках в последнем номере журнала «Зов Сиона»);
• Отпадение от Иисуса Христа в смысле отказа стать христианами;
• Отпадение от народа еврейского;
• Отпадение от призвания;
• Отпадение от Евангелия или Нового Завета.


Позвольте прокомментировать. Сразу отмечу то, что в словах Павла греческий глагол «ekklao» (εκκλαω – «отламывать») стоит в страдательном (пассивном) залоге. Это означает, что не они сами себя отломали, а они были отломлены. Теперь немного о самих гипотезах.
Мы можем довольно убедительно утверждать, что правоверные иудеи (фарисеи, ессеи, часть саддукеев), чтущие Бога и исполняющие Его заповеди, не отпадали от Бога Яхве. Они, как в те времена, так и сегодня ревностно исполняют Святую Тору. Так что с некоторыми оговорками они не отпадали от Бога-Отца.


Возможно, часть иудеев не увидела в Иисусе Его царские, либо священнические полномочия и функции. Но, думаю, все это звучит не очень убедительно, чтобы посчитать это отпадением, хотя это логично, а потому возможно, т.к. для этого нужна была вера, а как указывает Павел, именно вера, а точнее ее отсутствие, стало причиной отпадения.


Самым распространенным, классическим подходом является утверждение о том, что они «были отломлены» от Иисуса Христа по причине отказа уверовать в Него как в Бога и стать христианами. Не вдаваясь в крайне сложные христологические вопросы, отмечу лишь один явный алогизм. Дело в том, что из слов апостола явно следует факт о том, что те, кто были отломлены, первоначально находились на своей «собственной маслине» (ст. 17, 24). Мы не можем считать, что те иудеи, которые не приняли Христа и христианства, что они первоначально были «на Христе» или «на христианстве», а лишь затем были отломлены. Что сказать? Этот традиционный подход трещит по швам из-за своей нелогичности и непоследовательности.


Следующая гипотеза – это отпадение от своего еврейского народа. В разной степени, но таких евреев во времена написания Нового Завета было довольно много. Во-первых, это иродиане. Во-вторых, это саддукейская верхушка. В-третьих, евреи-эллинисты. Все эти категории евреев по большей части принадлежали к греко-римскому миру, нежели к миру Торы, а потому можно посчитать их вне Израиля, отпавшими от святого народа. Для такого утверждения есть ряд иных аргументов. Например, в тексте Ветхого Завета Бог не раз говорит о том, чтобы нарушающие Закон были изгнаны или же истреблены из еврейского народа, были отломаны. Еще интересно, что в оригинальном звучании пророчество, которое апостол Павел цитирует в 26 стихе, говорит, что Бог «…отвратит нечестие из Иакова». Это пророчество указывает на нечестие, находящееся в самом Израиле, что также может указывать на духовное отпадение от Израиля за грехи.


И еще. В послании к Ефесянам 2:12 апостол Павел говорит про уверовавших из языческих народов, что они (мы) были «отчуждены от гражданства Израильского и посторонние заветов» (перевод А. Винокурова). Согласно контексту слов апостола Павла, в последствие, мы стали одно, т.е. в том числе стали гражданами Израиля и приобщились к заветам и заповедям.


Следующая гипотеза: может быть это отпадение от призвания? Я бы хотел для разъяснения здесь провести аналогию с избранием Матфия 12-м апостолом после гибели прежнего апостола Иуды Искариота. В 25 стихе 1-й главы Деяния апостолов написано «…[чтобы] принять место служения этого» (пер. А. Винокурова). Другими словами, на место отпавшего от апостольского служения должен был быть принят новый. Аналогичным образом может обстоять дело и с еврейским народом. Возможно, часть народа перестала находиться в предназначении, и это предназначение или служение должно было быть подхвачено другими, привитыми. Опять же, не стоит забывать, что «по избранию они любимые ради отцов» (ст. 28) и это призвание «неотменимо» (ст. 29).


Следующая, выдвигаемая мной гипотеза – отпадение от Благой Вести. В 28 стихе ап. Павел говорит, что «в отношении Евангелия они ненавидимы ради… [нас]». Здесь мы видим некое противопоставление евреев и Евангелия. Однако, следуя уже обозначенной логике, чтобы быть отсеченным, надо прежде быть на лозе, и если эта лоза – это Евангелие, т.е. еврейский народ прежде не был «на Евангелии», чтобы ему быть он него отломленным.


Отдельного рассмотрения заслуживает гипотеза отпадения от Нового Завета. Отталкиваясь от значения ивритского прототипа словосочетания «Новый Завет», будет небезосновательно указать на его уточненное значение – «Обновленный Завет» (см. Иер.31:31). Т.е. весь еврейский народ согласно танахического пророчества имел право на этот Обновленный Завет. Но, в последствие, часть народа, возможно, отпали от него.


Гипотезы: кто отпали? Нужно поставить еще один вопрос, который напрямую связан с предыдущим, и который, к сожаленью, лишь усложнит дело. Нам нужно найти ответ на вопрос, а кто они – эта часть еврейского народа, которые отпали?


Отметим, что исходя из 25 стиха 11 главы послания к Римлянам, мы видим, что ожесточение в Израиле носило частичный характер, т.е. мы должны говорить не обо всем Израиле, а только о его части. Причем, апостол Павел отмечает, что именно этот факт был (да и остается) загадкой для уверовавших из язычников. Далеко не весь Израиль отпал или был отломлен!


Дикая маслина. Позвольте следующий тезис. Апостол Павел указывает на то, что мы, уверовавшие язычники, «были срублены с дикой маслины» (ст. 24). Если принять во внимание традиционную интерпретацию про отпадение от Иисуса или Самого Бога Яхве, то как же быть с уверовавшими атеистами? От кого или чего они были отрублены?

Выводы. Короче говоря, я надеюсь, что всем читателям этих строк уже стало понятно, что поднимаемый вопрос значительно сложнее, нежели мы привыкли понимать. Зачастую, существующие интерпретации мало обращают внимание на детали и на контекст слов апостола Павла. К сожаленью, я не могу однозначно отдать приоритет какой-либо из гипотез; все они в разной степени имеют плюсы и минусы. У меня нет ответа, но есть куча вопросов! И все же, пока я склоняюсь в пользу двух гипотез: отпадение от народа еврейского и отпадение от Нового Завета. Эти гипотезы, как мне кажется, лучше других объясняют слова Павла в 11-й главе Послания к Римлянам.

Хвала Господу! Мы можем определенно утверждать о том, что кто бы не были эти отпавшие евреи, у них есть обетование, а точнее Завет о том, что от них будет отвращено нечестие и с них будут сняты грехи! Аллилуйя!