О нашем памятнике

- Анатолий Ермохин -

текстХолокост

Прочитал материал своего коллеги Бориса Васюкова «Мы будем касаться вечности» (my-budem-kasatsya-vechnosti).
И решил прокомментировать своими соображениями. В процессе, комментарий получался все больше и больше. В результате, решил вынести его в отдельное сообщение. Вот что получилось. 
// Но прежде, не забудьте прочитать материал Бориса Васюкова. //

В своей заметке Борис Федорович поднимает важный и действительно непростой вопрос, требующий разъяснения. Расцениваю его мысли, как весьма своевременные и соответствующие ситуации. Искренне поддерживая Бориса Федоровича, хотел бы продолжить его рассуждения.

Напомню, поднимаемая тема – это памятники жертвам Холокоста, построенные или восстановленные на христианские пожертвования, т.е. на наши с вами средства. Зачем?

Думал об этом, пытаясь для себя лучше понять ситуацию. Вот, к каким выводам я прихожу.


Во-первых, мы, современные христиане, должники еврейскому народу. Позвольте напомнить слова русского религиозного философа Н.А. Бердяева: «В отношении к еврейскому народу на христианах лежит великий грех… И теперь именно на христианах лежит долг…». И заметьте, это было сказано еще задолго до Холокоста. Как наследникам столетних христианских преследований евреев, думаю, уместно будет нам "оставить наше подношение перед жертвенником, и прежде пойти примириться с братом" (Мф.5:24).

И, поверьте, одних слов после столетий "дел кровавых" здесь недостаточно. Нам нужны дела примирения - ДАРЫ! Вспомните историю примирения Иакова и Исава; вспомните, как Иаков выслал к обиженному брату свои дары (Быт.32:13-21). Это очевидно, это естественно, это закономерно и справедливо – одаривать и благотворить тому, кого обидел! Того требует и Закон и справедливость.

И вот, что важно. Важно, чтобы наши дары были ценными не в наших собственных глазах, они должны быть ценными в глазах "обиженного брата"! Глядя на наш диалог, иногда, к сожаленью, всплывают перед глазами неприятные ассоциации с «шикарными» обоюдными угощениями журавля и лисицы из русской народной сказки!

С древне-библейских времен было принято в еврейском народе сооружать памятники, это один из важнейших для них, для евреев, элементов воспитания поколений (Быт.28:18). Бог не единожды предупреждает в Танахе, что первый шаг к отступничеству – это забыть чудеса Божьи, забыть Его дела – забыть историю (Пс.76:12; 77:11). А посмотрите, какое внимание в Библии уделено родословным! И Боже упаси было утерять свою родословную! (Неем.7:64).

Памятники, гробницы, история – это всегда было многоценно в глазах представителей еврейского народа! Так что будем уверены, такой дар – построенные и восстановленные памятники – может стать ЦЕННЫМ даром для них. И это очень важно!

Во-вторых, ценность такого дара – строительство памятника жертвам Холокоста – становится, на мой взгляд, еще выше по следующей причине. В этом поступке нас сложно обвинить в нечистоте мотивов и скрытом мессионерстве. Простите, но оказывая такие почести погибшим, мы их в христианство уже не обратим! Ведь так. Это может, и будет говорить о чистоте наших мотивов и искренности чувств.

Не хотелось бы, чтобы наши дары примирения напоминали кастрюли и сковородки, подаренные мужем жене с нескрываемым намеком! С другой стороны, иногда наши дела могут походить и на детские посылы: «На тебе конфетку! А что ты мне дашь?».

Радуюсь, что после такого дара, который мы задумали осуществить, уже никто не сможет сказать, что у нас «камень за пазухой» или что мы предлагаем «сыр в мышеловке»! 

Вывод. Если мы говорим об открытом и искреннем христиано-иудейском диалоге, то трудно себе представить более подходящего знака нашей доброй воли, в лучшем смысле этого слова. Мы делаем то, что ценно в глазах иудеев и бескорыстно (даже безумно и нецелесообразно) в наших, христианских. Все это (и именно это) делает наш дар чистой, отделенной, святой жертвой. Убеждаюсь, что это один из лучших способов показать иудейскому миру искренность нашей любви и неподдельность нашего раскаяния. Я - за!

P.S. Забегая вперед, предположу, что, наверное, нам не следует ожидать особой благодарности и признательности со стороны иудейского мира. Более того, таких чувств следует сторониться! Мы сделаем это не «за спасибо», сделаем, потому что «должники мы их»! (Рим.15:27)