"КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ"

текстИстория

Осенью наступает череда Божьих праздников, которые из года в год и из века в век празднует еврейский народ: радостные, устремлённые в будущее Рош ха-Шана (еврейский Новый год), Суккот (праздник Кущей) и совершенно не похожий на эти и другие праздники Израиля – Йом Кипур (День искупления). В этот день вместо подготовки богатых праздничных столов евреи постятся, а вместо весёлых застольных песен они в слезах просят прощения друг у друга и у Всевышнего. В Йом Кипур жизнь в Израиле замирает: закрываются магазины, кинотеатры, другие общественные здания, улицы становятся пустынными, не ходит автотранспорт. Израиль просит прощения у Бога.

В духовном и пророческом значении Йом Кипур занимает особенное место. Именно в этот день один раз в году первосвященник входил во Святое Святых Иерусалимского храма, чтобы совершить служение и попросить у Всемогущего Бога Израилева прощения за грехи еврейского народа, а также о его спасении.

Богослужение в Йом Кипур сопровождалось принесением особенных жертв. Именно на этом я хотел бы сконцентрировать ваше внимание. Если вы будете внимательно читать 16 главу книги Левит Священного Писания, описывающую порядок богослужения в День искупления, то заметите, что первосвященник в этот день приносил три вида жертв. Помимо жертвы во всесожжение, «жертвы Господу» (Лев.1:2), необходимой для совершения любого храмового богослужения, приносились «жертва за грех за себя и за дом свой» (Лев.16:11) и «жертва за грех за народ» (Лев.16:15). Жертвой за собственный грех и грех своего дома являлся телец. Эта жертва была обычной. Каждый раз перед богослужением первосвященник совершал её. Иначе бы он не смог войти во святилище Храма.

Вторая же жертва «за грех за народ» была особенной и приносилась только в Йом Кипур один раз в году. В качестве этой жертвы выбирались два козла. «И возьмёт двух козлов, и поставит их пред лицом Господним, у входа скинии собрания. И бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения. И приведёт Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесёт его в жертву за грех. А козла отпущения, на которого выпал жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ними очищение и отослать его в пустыню для отпущения» (Лев.16:7-10).

Итак, мы видим, что первосвященник, прося Господа о спасении народа, должен был поставить перед лицом Господним две жертвы. Одна из них должна была пролить свою кровь, которая вносилась за завесу, во Святое Святых. «И заколет козла в жертву за народ, и внесёт кровь его за завесу, и покропит ею на крышку и перед крышкою (ковчега Завета – прим. авт.), - и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их» (Лев.16:15,16).

Вторая же жертва должна была остаться живой. «И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых, и все преступления их, и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлёт в пустыню. И понесёт козёл на себе все беззакония их в землю непроходимую» (Лев.16:21,22).

Из года в год в День искупления (или в День спасения) первосвященник приносил, как было предписано, две жертвы, двух козлов. Один своей пролитой кровью, вносимой во Святое Святых, очищал Израиль от грехов, на второго же возлагались эти грехи, и он изгонялся в пустыню. Господь принимал эти жертвы и прощал Свой народ. Так продолжалось на протяжении веков и тысячелетий.

Однако желанием Бога являлось не только прощение Своего народа, но и спасение от смерти и греха всего человечества, каждого, живущего на земле. И потому к концу времён Он должен был подготовить и поставить пред Своё лицо более совершенные жертвы: и жертву искупления, и жертву отпущения.

Когда пришла полнота времён, Бог явил миру его Спасителя – Господа Иисуса Христа. «Ибо Христос вошёл не в рукотворённое святилище, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие. И не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью. Иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира. Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр.9:24-26). На Голгофе пролилась кровь совершенной искупительной жертвы во спасение каждого от его собственного греха и греха его дома. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Но кто же предстал пред лицом Божьим второй совершенной и необходимой для искупления человечества жертвой - козлом отпущения? Кто должен был понести на себе беззакония и грехи, от которых мы были освобождены кровью Иисуса? Кто должен быть изгнан из своей земли и отправлен в «землю непроходимую»? Кто должен был за возложенные на него поношения пережить ожесточение всего мира и быть в нём изгоем?

Господь приготовил и эту жертву – Свой народ, евреев. «Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам… Падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам… Отвержение их – примирение мира» (Рим.11:11,12,15). Для того, чтобы эта жертва была совершенной, Бог ослепил и оглушил Свой народ, сделал сердца евреев ожесточёнными по отношению к Иисусу и Евангелию (Деян.28:26,27), отчего и весь мир ожесточился против них, проведя Божий народ через отвержение, унижение, крестовые походы, инквизицию, погромы и, наконец, Холокост. Церковь, видя ужасное положение евреев, лишённых земли, и, казалось, всех Божьих благословений, поспешила сделать вывод, что Господь разорвал с ними всякие отношения и вместо Израиля избрал Себе её, Церковь, как Свой новый народ.

Однако апостол Павел так обращался к первой Церкви: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение в Израиле произошло отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников» (Рим.11:25). Павел предупреждал Церковь, чтобы она не была поспешной в каких-либо выводах по отношению к еврейскому народу. Он говорил, что этот народ, избранный и любимый Богом, живущий в заветах с Ним, отвергнут и унижен другими только лишь для того, чтобы мы, язычники, не знавшие Господа, примирились с Ним и обогатились Им, привившись к заветам Израиля и Бога, подобно тому, как ветвь дикой маслины может быть привита к природному дереву.

Две тысячи лет длится время Церкви. Мы, язычники, благодаря драгоценной крови Христовой, один раз пролитой на Голгофском кресте, сегодня имеем чудесный дар личного спасения и рождения свыше. Мы имеем обетования о благословении наших семей до тысячного рода! Мы знаем это, и мы верим в это. Но при этом, даже не задумываемся о том, что те же две тысячи лет Израиль, Божий козёл отпущения, до сегодняшнего дня платит за наше спасение свою жертвенную цену. «От их падения спасение язычникам» (Рим.11:11). «Спасение от иудеев» (Ин.4:22).

В 1948 году на карте мира вновь появилось государство Израиль. Евреи стали возвращаться на свою землю. Рассеяние в «землю непроходимую», их блуждание по пустыне мира, как козла отпущения, подходит к концу. Времена ожесточения заканчиваются, близятся времена спасения Израиля. И оттого моё сердце трепещет от радостного и волнующего предчувствия грядущих величайших Божьих перемен, когда я вновь и вновь читаю слова апостола Павла:

«Ибо если их отвержение – примирение миру, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим.11:15).