КЕЙСАРИЯ И ИЕРУСАЛИМ

текстИстория

 

Древняя Кейсария, расположенная на берегу Средиземного моря между курортной Нетанией и промышленной Хайфой, находится вдалеке от основных туристических маршрутов Израиля, и потому не всякий паломник, приезжающий на Святую землю, уделяет ей внимание. Хотя, поверьте, она его, несомненно, заслуживает. Для нас же, христиан, Кейсария важна не столько с исторической точки зрения, сколько с духовной.

Этот город-порт был построен в 10 году до н.э. царём Иродом Великим, правителем Израиля во времена Иисуса, известным нам из Библии. Имя «Ирод» стало нарицательным для многих поколений из-за того, что царь был безжалостным тираном и коварным убийцей. Но определение «Великий», выделяет его как гениального политика, инженера и строителя. Именно благодаря этим его качествам и появилась Кейсария.

Не будучи евреем, Ирод различными путями пытался заполучить расположение и любовь израильтян. Для этого он строит роскошный новый Храм на горе Мориа, обустраивая её мощными подпорными стенами, арочными мостами и водосборниками. В Хевроне, на месте могилы праотцов еврейского народа, Ирод возводит величественный мавзолей. Но евреи, за исключением немногочисленных коллаборационистских элитных каст, по-прежнему недолюбливают Ирода.


Впрочем, больше всего Ирода волнует расположение к нему Римской империи, частью которой в то время являлся Израиль. Он делает всё возможное, чтобы доказать императору, что всё, чем славится, живёт и гордится Рим, совершенно не чуждо, важно и ценно ему, его подданным, его стране. Именно с этой целью Ирод и строит Кейсарию.


Благодаря своим гениальным инженерным и строительным способностям он заставляет расступиться море и сооружает на новом месте второй по величине порт мира. Сотни кораблей от четырёх концов земли спешат в Кейсарию и каждый из них находит для себя место в необъятной обустроенной гавани. Заходящих в неё моряков, торговцев и путешественников встречает величественная мраморная статуя императора Рима, перед их глазами живописными террасами поднимаются во всей красе римские храмы, дворцы, бани, театры и раскинувшийся вдоль берега ипподром. Украшает город дворец Ирода, уходящий мраморными колоннами прямо в море.


Конечно, всё построенное принадлежит Израилю, но реально – это территория Рима. Здесь живут по его законам и молятся его богам. Здесь, как в любом портовом городе, процветают распутство и прелюбодейство. Здесь проживают римские прокураторы, наместники, легионеры, ремесленники и купцы. Это римская столица Израиля. С этого времени, если ты хочешь сделать карьеру политика, чиновника или военного офицера в Израиле, ты обязательно должен стать жителем Кейсарии и частью общества этого города. Но в этом случае ты должен забыть Бога Авраама, Исаака, Иакова, должен предать закон, который сохраняли отцы, должен перестать быть евреем… Находились и такие. Правда, это были единицы.


Для правоверного иудея Кейсария – эталон нечистоты. Никто из чтящих Господа израильтян не мог войти в него. Из Евангелий мы видим, что Иисус, обошедший почти весь Израиль во время своего земного служения, даже не приближался к Кейсарии. Удивительно, но именно этот безбожный город избирает Господь, чтобы из него, из Кейсарии, получила своё начало ставшая через несколько веков могущественной Церковь язычников. Господу пришлось сильно потрудиться, чтобы заставить прийти сюда апостола Петра. Именно в Кейсарии первые язычники, римский сотник Корнилий и его семья, получают рождение свыше, о чём засвидетельствовано в 10-й главе книги Деяний Библии.


Вот почему так важно нам, христианам, приезжать сюда, в Кейсарию: здесь ты начинаешь осознавать, как зарождалась Церковь, восхищаться величием Господа, начинаешь ощущать себя частью и продолжением невероятной Божьей истории. Здесь, как, наверное, ни в каком другом месте Израиля, мы можем понять грандиозность совершённого Иисусом и от всего сердца поблагодарить Его за верность.


Здесь, на Кейсарийском ипподроме, перед тысячами разъярённых зрителей разрывались на части дикими зверями и сжигались на кострах первые христиане. Здесь вдохновитель последнего еврейского восстания Бар-Кохбы раби Акива принял мученическую смерть. Раскалёнными граблями с него живого снимали кожу, он же, улыбаясь, смотрел в небо и говорил, что видит Господа. Иссохшая земля этого разрушенного историей города соединила собой кровь праведников, евреев и христиан. Здесь, в Кейсарии, между ними нет пропасти разделений. И те, и другие приняли смерть, оставаясь верными Богу Авраама, Исаака и Иакова. Здесь, в этой земле, они для Него – один народ.


Пройдёт совсем немного времени, и на смену первой церкви, гонимой, но несгибаемой, объединяющей евреев и язычников, появится другая – официальная христианская церковь Рима. На первом её соборе в Никее император Рима Констанин с презрением посмотрит в сторону Израиля и скажет: «Господь указал нам иной путь». И начнётся совершенно другая история, в которой Кейсарии будет отведена также немаловажная роль. Именно в этом городе будут заложены духовные и доктринальные принципы нового христианства, его организационной иерархии, здесь будут разрабатываться основопологающие документы для последующих Вселенских соборов, решаться вопросы по созданию канона Нового Завета.


Во времена Иисуса еврейские мудрецы говорили: «Если вы услышите, что поднялась Кейсария и поднялся Иерусалим, не верьте. И если услышите, что разрушилась Кейсария и разрушился Иерусалим, также не верьте. Но если услышите, что разрушился Иерусалим и поднялась Кейсария – верьте. И если услышите, что разрушилась Кейсария и поднялся Иерусалим, верьте».


Не могут существовать одновременно и вместе языческое и Божье. Одно из них обязательно должно разрушиться, чтобы поднялось второе. Потому-то для нас, христиан, есть ещё одна причина для того, чтобы побывать в Кейсарии – увидеть её разрушенной. После этого, мой вам совет, поспешить в отстроенный и восстановленный Иерусалим!


А как там, внутри тебя? Разрушилась ли Кейсария и полностью ли восстановлен Иерусалим?..