Холокост - Алия

текстХолокост

25.01.2017

Москва

К Международному Дню памяти жертв Холокоста

  

Евреи называют трагедию мирового еврейства во время Второй мировой войны Холокостом, что переводится как "всесожжение". Всегда, когда я думаю об этом, перед моими глазами встают две фотографии, встречающие при входе каждого приходящего в Мемориальный Комплекс истории Холокоста Яд Вашем в Иерусалиме. Эти фотографии были сделаны советскими фотокорреспондентами во время освобождения одного из прибалтийских городов. На этих фотографиях вперемешку с напиленными брёвнами лежат трупы убитых евреев с прострелянными головами. Слой трупов, слой брёвен, слой трупов, слой брёвен. Подготовленный жертвенник для всесожжения. Красная армия так быстро наступала, что эти два сооружения из брёвен и трупов не успели поджечь.

Холокост.

Всесожжение.

Но сегодня я хочу говорить об Алие. Алия в переводе с иврита означает "восхождение". В Иерусалимский Храм нельзя было войти. В него можно было только взойти, потому что он находился на горе Мориа. В книге Библии "Псалтирь" существует цикл псалмов Алии или псалмов восхождения, которые пели евреи, поднимаясь в Иерусалим в дни праздников Господних на встречу с Богом. Также Алией мы называем возвращение евреев в обетованную землю Израиля. Потому что они не эмигрируют, не переезжают из одного места в другое, они поднимаются на встречу с их грядущим Мессией.

Но Алия - не только восхождение в Иерусалим или возвращение евреев домой. Алия это подъем твоего внутреннего "я" на встречу с Богом. Я думаю, каждый верующий человек знает: всегда, чтобы встретиться с Богом, тебе нужно взойти, подняться к Нему. И не всегда этот подъем даётся легко, очень часто он требует чрезмерных усилий.

Но что, спросите вы, может быть общего между Холокостом (всесожжением) и Алией?

Давайте вспомним восхождение отца Авраама и его сына Исаака на гору Мориа, описанное в самом начале Библии. Тогда они тоже поднимались на встречу с Богом, чтобы совершить на горе для Него всесожжение. Поднимались не только физически, но и духовно. Авраам должен был отдать в жертву Всевышнему собственного сына. Мы даже не можем представить, что пережил внутри Авраам, услышав требование Бога принести в жертву сына обетований. В Библии об этом не упоминается. На следующий день Авраам в послушании Богу берет с собой нож, огонь, возлагает на Исаака связку дров и отправляется в путь. В таком же послушании с ним идёт и Исаак, будучи вполне зрелым мужчиной, возможно догадывающемся о цели их Алии, их восхождения. "А где же агнец для всесожжения?", - спрашивает сын. "Господь усмотрит", - отвечает ему отец, веря и ещё не зная, что там, на горе Мориа, он откроет для себя Его новое имя - "Адонай Ире" или "Господь усмотрит". Я думаю, Бог проверял в этот момент насколько послушны Ему были отец и сын. Он готовил их к большему.

Спустя 2000 лет Единородный Божий Сын Господь Иисус Христос должен будет взойти по Виа Долороса, пути скорби и унижения, к высоте Креста и к победному провозглашению с Голгофы: "Свершилось!", чтобы открыть миру путь для избавления человечества от власти греха. Но, чтобы исполнилось это, Отец Небесный отправит в двухтысячелетний путь не меньшей скорби, унижения, отвержения и рассеяния также и Своего Первородного Сына Израиля.

Апостол Павел напишет, что от падения евреев придёт спасение язычникам, что мир примирится единым Богом, когда отвергнув Христа, евреи будут отвержены народами, среди которых они будут рассеяны.

Пред нами невольно возникают два вопроса:

Вопрос N1: Хотел ли Бог, чтобы Его народ БЫЛ ГОТОВ ЗАПЛАТИТЬ ЦЕНУ ОТВЕРЖЕНИЯ, РАССЕЯНИЯХ И ПАДЕНИЯ за спасение языческих народов? Безусловно, да. Так об этом говорит Библия (Рим:11,12,15).

Вопрос N2: Желал ли Бог чтобы Его народ заплатил за спасение языческих народов цену собственной жизни? Никак! Так отвечает Апостол Павел (Рим.11:11).

Нам нужно вернуться к Аврааму и Исааку, устраивающим в послушании Богу на вершине горы Мориа жертвенник для всесожжения. Авраам кладёт поверх него связанного Исаака и поднимает руку с ножом. В тот же самый миг в этой истории появляется третий персонаж - Агнец, Овен, запутавшийся рогами в кустах. Он тоже должен был взойти, совершить алию на Святую гору. Бог отправил его в этот путь ПЕРЕД ТЕМ, как туда поднимутся Авраам с Исааком. Бог усмотрел.

Тема моей статьи "Холокост - Алия". В канун Дня памяти жертв Холокоста я не буду говорить об Алие Авраама и Исаака, я хочу говорить об Алие, о восхождении Божьего Агнца, того самого, что запутался рогами в кустах. Именно Он вместо сына обетования был принес в жертву всесожжения.

И снова возвращаемся к вопросу N1: желает ли Господь, чтобы Авраам, Исаак, Его народ были готовы ради Него и ради будущего спасения народов пожертвовать всем, что Он им дал? Да, безусловно, в этом, в какой-то мере, и есть одно из Божественных предназначений этого народа.

Вопрос N2: Хочет ли Он, чтобы евреи ради спасения язычников отдавали свои жизни? Иногда от своих братьев я слышал утвердительный ответ: "Да, они заслужили наказание. Они так много грешили пред Богом! И не они ли распяли на кресте нашего Господа?!" Но Бог отвечает на этот вопрос: "Нет!". Потому что Его имя: "Господь усмотрит". Он усмотрел, чтобы у Него был, есть и всегда будет Тот, кто вместо Его Первенца, вместо Зеницы Его Ока ляжет на жертвенник: Агнец Божий, закланный за нас! Давайте, все вместе скажем Аминь!

Во времена Израиля один раз в году Первосвященник входил за завесу во Святое Святых Храма и просил об искуплении народа. Этот день или праздник называется Йом Кипур, Судный День. Он указывает на будущее искупление от греха человечества. В 16-й главе книги Левит, читая об этом, мы обнаруживаем одну особенность: в отличие от других Божьих праздников в этот день в Храме приносились ДВЕ ЖЕРТВЫ. Одна из них закалывалась, с кровью этой жертвы Первосвященник входил во Святое Святых, кропил на крышку ковчега и просил Бога об искуплении народа (или всего человечества). Именно так Первосвященник будущих благ Иисус Христос, Агнец закланный за нас, ради искупления мира от смерти греха вошёл со Своей Кровью во Святое Святых Небесной Скинии. Вторая же жертва (её называли козел отпущения) ОСТАВАЛАСЬ В ЖИВЫХ, над ней провозглашались все проклятия народа (или человечества), и она изгонялась из своей земли в пустыню необитаемую. Согласитесь, описанная в 16-й главе книги Левит история "козла отпущения" очень похожа на судьбу еврейского народа. Он должен оставаться в живых и нести своё жертвенное служение, пока, как написал Апостол Павел, "не войдёт полное число язычников".

Итак, вторая жертва - еврейский народ, ДОЛЖНА БЫЛА оставаться в живых. Почему же стал возможен Холокост?

Ответ банален и прост: не было ДОСТАТОЧНО Овнов, Агнцев, взошедших, чтобы заместить евреев на жертвеннике. ГОСПОДЬ УСМОТРЕЛ ИХ, НО НЕ ВСЕ ПОДНЯЛИСЬ, не все совершили алию. Трагедия Холокоста заключается в том, что евреев убивали в центре христианской Европы. Их убивали среди миллионов христиан, внутри каждого из которых жил Божий Агнец, Овен, готовый заместить Собой приготовленную жертву. Но если Авраам и его потомство, его народ, были готовы беспрекословно совершить алию, взойти на вершину жертвенника, то лишь небольшая часть всего многомиллионного христианского мира была тогда способна подняться на эту же Божью высоту.

Датский король и болгарские царь и митрополит вместе со своим священством и своим народом, несущим имя Христа, тогда поднялись, взошли над угрозами их жизни и сказали Гитлеру: "Мы не отдадим тебе наших евреев!" И тот не смог их забрать, а также ничего не смог сделать против тех, кто встал в защиту евреев. Божий Агнец, Иисус Христос, заместил на жертвеннике евреев и их спасителей. Они все остались живы. В Дании, Болгарии, в других странах находились христиане, способные совершить алию, восхождение к Богу, находились верные Ему Овны. Их было немного. Но они были!

В конце 90-х в Хабаровске мы знали одного израильтянина, работавшего лидером Еврейского Агенства на Дальнем Востоке. Он по-доброму хорошо, открыто, всем сердцем относился к христианам, - нам оставалось только удивляться. Однажды он рассказал свою историю. Его родители были польскими евреями. В один из дней вместе с другими евреями немцы повели их на расстрел за город. В тот самый момент, когда жертв выстроили перед выкопанным ими рвом, а напротив с автоматами наперевес встала команда убийц, мимо проезжал на велосипеде священник, местный ксендз. Он остановился между жертвами и убийцами и сказал: "Если хотите убить их, первым убейте меня". Удивительно, но немцы опустили оружие, и уехали с места расстрела...

Что было бы с миром, если бы тогда, в те страшные году, все власть имеющие в церквах, по всем странам и континентам, все христиане мира, преодолев равнодушие и страх, совершили алию, поднялись на Божьи высоты, встали во весь рост и сказали бы дьяволу: "Мы не отдадим наших евреев!" В каком мире мы сегодня бы жили!

Та война прошла, но история Холокоста не закончена. Впереди мир ожидают величайшие потрясения и испытания. Вся сила ада будет высвобождена против Израиля. Все народы ополчатся против него. Все, значит - все. Правительства, соседи и знакомые, родственники и коллеги по работе, все будут против евреев и будут желать им смерти. Что будешь в этой ситуации делать ты и Иисус, живущий в тебе? Сможешь ли ты преодолеть страх, религиозное равнодушие, мнения окружающих тебя людей, всей страны, подняться над всем этим, чтобы сказать: "Это мои евреи, я не отдам их!"

Почти восемь десятков лет тому назад евреев убивали при равнодушном молчании окружающих. Тогда мы ещё не родились. Сегодня места их убийств находятся в забвении и запустении при том же молчаливом равнодушии. Но, когда мы, новое поколение христиан, приходим вместе с нашими братьями евреями на эти места, ставим там памятные плиты, на которых от лица тех, кто тогда стыдливо или равнодушно промолчал, пишем: "Простите нас!", что-то начинает меняться в наших отношениях, начинает меняться мир.

Сегодня в церквах стало модным говорить: "Шалом!", надевать кипы и талиты, петь еврейские песни, танцевать еврейские танцы, дудеть в шофары. Но в предверии Международного дня памяти жертв Холокоста, я очень хочу, чтобы все мы поняли: Израиль это очень серьёзно, это то, что невероятно важно и особенно важно для Господа. В какой-то мере Израиль - Божий отвес для жизни каждого человека, в котором живет Христос. Бог хочет знать: будешь ли ты готов в нужное время взойти на Мориа вместе с Авраамом, чтобы лечь на жертвенник вместо Исаака. И потому Он будет проверять тебя также, как проверял когда-то их: Авраама и Исаака. Если ты любишь Бога и любишь еврейский народ ты будешь каждый раз совершать этот жертвенный путь навстречу к главному вопросу твоей жизни: промолчать или дать место живущему в тебе Божьему Агнцу.

Мы собираемся вместе и молимся за Израиль уже больше семи лет. Нас не так много. Мы - далеко не большинство Евангельской Церкви России, которую мы представляем. Господь, пусть нас будет больше! И пусть каждая наша молитва за Израиль и каждый установленный нами памятник на местах массовых убийств евреев станет для каждого из нас Алией, восхождением к живому Богу, Который все усмотрит!