Хилиазм и 1000-летнее царство

- Анатолий Ермохин -

текстБогословие

Выбирая тему очередной статьи в наш печатный журнал, остро ощутил желание написать на тему предреченного тысячелетнего царства. Вопрос довольно сложный, очень надеюсь, что в статье мне удастся ответить на него более развернуто. А пока, позвольте лишь обозначить проблему.

Самим словом "хилиазм" принято обозначать христианское учение о буквальном понимании пророчества о грядущем тысячелетнем царстве Иисуса Христа, записанное в книге Откровения Иоанна в 20-й главе.  Хилиазм - от греческого "hilias" - "тысяча".  Другое распространенное название этого богословского направления - это милленаризм - от латинского "mille" ("тысяча").  Идеи хилиазма-милленаризма можно увидеть и в еще одном богословском направлении - в диспенсационализме (от англ. dispensation - "распределение, период").

Выбирая тему очередной статьи в наш печатный журнал, остро ощутил желание написать на тему предреченного тысячелетнего царства. Вопрос довольно сложный, очень надеюсь, что в статье мне удастся ответить на него более развернуто. А пока, позвольте лишь обозначить проблему.

К сожаленью, даже сегодня и даже в среде христиан-сионистов по-прежнему вопросы, связанные с эсхатологическими и апокалипсическими ожиданиями вызывают определенную фобию. Порой приходится слышать о некоей недопустимости попыток рассмотрения и интерпретации пророческих событий, записанных в книге Откровения. 

Однако, само существование этой новозаветной книги, ее каноничность, богодухновенность  и признанный авторитет говорят о том, что эта книга должна не просто читаться христианами, но и пониматься...  Вот тут и возникает целая плеяда весьма противоречивых взглядов и подходов к пониманию идеи тысячелетнего царства!

Замечу, что по определенным причинам (которые и являются сутью моих мотивов, побудивших  взяться за эту тему), некоторые отцы церкви, как например Ориген, вообще отвергали каноничность и богодухновенность книги Откровения.

Печальнее же всего, как я уже сказал, то, что многими христианами по-прежнему порицаются исследования этой темы. А ведь чем больше исследую обозначенную  тему, тем все больше прихожу к выводу о том, что многие церковные взгляды на вопрос "тысячелетнего царства" - это прямое и ярчайшее проявление и выражение теологии замещения! И если мы не найдем в себе воли и мужества разобраться в этом вопросе - мы, в определенном смысле, застрянем в существующем средневековом мраке теологии замещения; еще раз скажу, сложно найти тему, эта где теология имела бы такое влияние и такую ужасающую реализацию!

Ну и конечно же, тысячелетнее превалирование теологии замещения сформировало в христианском мире искаженный взгляд в том числе и на обозначенную диспенсацию - на тысячелетнее царства Христа! Родились как крайние эллинистические представления, как то амилленаризм - полное отрицание буквального установления царства Христа на Земле, так и более умеренные, типа посмилленаризма - Христос придет уже после 1000-летнего царства Церкви на Земле. И тот и другой подход существует и довольно часто встречается в кругах евангельских верующих.

Наибольшее же распространение среди протестантов получило учение о премилленаризме, т.е. учение о том, что тысячелетнее царство Христа будет установлено после Судного Дня второго пришествия. Это гораздо более фундаменталистский подход, однако и здесь не обошлось без влияния теологии замещения и бытующего христианского антииудаизма. Одни премилленаристы находят смелость заявлять о том, что тысячелетнее царство будет не на Земле,  другие утверждают, что это будет происходить уже на Новой Земле, третьи хотя и говорят о том, что это Царство будет еще на этой Земле, однако склоняются к мысли о том, что это будет период царствования Церкви на Земле. 

Понимаю, что я рискую вызвать целую бурю возмущения (а так оно и будет), но я берусь предполагать ошибочность всех выше обозначенных подходов - все они в той или иной степени продукт и детище заскорузлого церковного антииудаизма (да простят меня все, думающие иначе! ).  

Не смотря на то, что веками хилиазм воспринимался как ересь, лично я придерживаюсь позиций хилиазма - милленаризма - диспенсационализма, обильно сдобренных иудейскими эсхатологическим ожиданиями, кумранско-ессейской апокалиптикой и свободным от эллинизма буквалистским пониманием танахических пророчеств!