ХАНУКА, праздник обновления

пост в блоге Бориса Васюкова

текстКультура/традиция

Хочу немного поговорить о празднике, который евреи (да и кое-кто из нас) отмечали совсем недавно, о Хануке.

"Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом". (Инн.10:22,23)
Итак, в Евангелиях имеются прямые упоминания о Хануке или празднике обновления, и, можно видеть, что Иисус чтил этот праздник, пребывая в этот день в Храме.

Сегодня многие знают, что Ханука отмечается в воспоминание о чуде, произошедшем во время освящения Божьего Храма. Но все же я позволю себе очень коротко рассказать эту замечательную историю. Евреи знают историю всех Божьих праздников. Но каждый раз, отмечая их, они вновь и вновь возвращаются к их истокам, потому что для них Божьи праздники имеют не столько историческое, сколько духовное, пророческое значение, способное указать им на Господа и на Его времена. Мне бы очень хотелось, чтобы и мы сегодня смогли посмотреть на Хануку именно так.

Итак, история Хануки началась во времена правления греко-сирийских царей Селевкидов (второй век до нашей эры), пытавшихся на территориях, завоеванных Александром Македонским, не только насильственно эллинизировать народы, живущие на этих территориях, но и разрушить их религию, веру, чтобы заставить их поверить в греческий пантеон богов. Особенно ревностным в этом показал себя царь Антиох Епифан в завоеванной Иудее. Он сделал все, чтобы евреи перестали верить в своего Бога. Он осквернил центр, сердце иудаизма того времени – Храм в Иерусалиме, приказав внести в него свинью, нечистое для иудеев животное, в качестве храмовой жертвы. Мало этого, по его приказу свиной кровью были окроплены стены Храма и Святое Святых. Казалось, Епифан достиг своей цели – богослужения в Храме прекратились.

Среди ревностных иудеев поднялось восстание, известное как восстание Маккавеев, в результате которого Селевкиды потерпели полное поражение. Иудея со столицей в Иерусалиме вновь стала свободной.

Пришел день, и иудейские священники вошли в оскверненный Храм для того, чтобы начать в нем богослужения. Требовалось освятить Храм, для этого храмовый светильник, менора, должен непрерывно гореть 8 дней, а значит, требовалось много специального освященного масла. Но его, практически, не было. Нашелся крошечный сосуд, которого едва ли хватит на то, чтобы светильник горел один день. Евреи верой наполняют маслом из найденного сосуда шамаш, центральный светильник семисвечника, зажигают его, и случается чудо. Светильник горит 8 дней! Храм освящен, богослужения возобновились, Израиль вновь поклоняется своему Всевышнему, диалог Бога и Его народа возобновлен!

Христианство родилось в самом центре веры еврейского народа из дарованной миру Торы, Божьего Слова. Писание называет Иисуса Торой, ставшей плотью, пришедшим не для того, чтобы отменить требования Торы, но их исполнить, сделать так, чтобы они ожили в каждом уверовавшем в Него человеке, стали его естеством. Первая Церковь, описанная в начальных главах книги Деяний Апостолов, была исключительно еврейской, сами Апостолы были евреями, на первом Иерусалимском Соборе тогда решалась, как всем казалось, совершенно непреодолимая проблема – как язычнику стать частью Церкви?!...

Прошло три века. Император великого Рима, он же главный жрец языческого храма Солнца, - Константин, решает сделать многочисленное разрозненное христианство частью и оплотом разделенной тогда между Римом и Константинополем империи. Но для этого необходимо изгнать из него почитавшихся христианами евреев. На первом Вселенском Церковном Соборе в Никее Константин провозгласил перед собравшимися епископами: "Господь показал нам иной путь. С этого дня для нас не Иерусалим, а Рим – Церковь-мать". Он устанавливает воскресный день днем церковного богослужения вместо субботы, как это было ранее, когда евреи и язычники могли вместе славить Господа. Он постановил о праздновании христианской Пасхи, отдельной от еврейского Песаха. Правоверные евреи покинули христианские богослужения. Греческая философия и логика заменили божественное откровение, истинный смысл Божьего Слова получил новое духовное толкование, началась новая история Церкви, когда все "еврейское" буквально вытравливалось из нее, что в итоге привело к христианскому антисемитизму, когда христиане стали унижать, гнать, а вскоре и убивать евреев. Недавний Холокост показал насколько Церковь забыла о том, что Иисус - корень и потомок Давидов.

Сегодня, зачастую, окунаясь в атмосферу молчания и равнодушия в христианских церквах по отношению к Израилю и еврейскому народу, ты можешь ощущать себя на месте тех иудейских священников, что стояли посреди оскверненного Храма, когда им казалось, что нет никакой надежды, чтобы освятился Храм и возобновились богослужения, чтобы народ вернулся к истокам веры. Но, будь уверен, у Бога на этот случай во все времена есть сосуд, наполненный драгоценным кошерным елеем. Пусть он совсем крошечный... И, конечно, у Бога всегда есть чудо для твоей веры.

Мы, христиане,  празднующие сегодня вместе с евреями Хануку, вспоминающие ее историю и размышляющие над ее пророческим смыслом, благословляющие Божий народ на своих молитвенных собраниях, восстанавливающие памятники на местах массовых убийств евреев и помогающие живым евреям вернуться на их землю, быть может, мы и есть тот крошечный кувшинчик с елеем? Не думаешь ли ты, что Богу от нас требуется всего лишь наша вера, и тогда Он сможет зажечь весь светильник и возобновить богослужения?!...

Мне кажется, что для нас, христиан-сионистов, Ханука, день обновления, вполне могла бы стать "профессиональным" праздником. Это, конечно, шутка... На самом деле это "профессиональный" праздник для каждого верующего человека: и христианина, и иудея. Каждый год нам есть в чем обновляться!

Вот что в день Хануки написал мне один мой знакомый из Израиля, верующий иудей, человек достаточно известный, автор многих книг – Дмитрий Радышевский.

"Сначала была тьма духовная. Потом Всевышний зажег маленькую служебную свечку – шамаш. И назвал ее Израиль. Этот шамаш передал свет –  зажег своим огнем целый ряд светильников: можно назвать их культурами, а можно церквами. Чашки меноры назвали свой новый свет христианством. В мире стало светлее. Но спустя 2000 лет масло веры в плошках стало заканчиваться – светильники начали гаснуть один за другим. Вновь надвинулась тьма. И тогда шамаш, о котором плошки давно позабыли, который недавно при их равнодушии чуть не сгорел дотла, был заботливо восстановлен и вновь зажжен невидимой Рукой.

Вскоре этот шамаш вновь щедро изольет масло веры в угасающие сосуды и воспламенит их искрой знания. В этом задача шамаша: делиться своим огнем, чтобы стало больше света.

Хаг Ханука Самеах!"