Еврейское служение в церквах...

...или четыре причины, зачем это нужно пасторам

текстБогословие

Регулярно в общении с пасторами приходится слышать такой вопрос: «А зачем это мне вообще надо? Зачем еврейское служение нужно нашей церкви?» Мои рассуждения в попытках найти ответ на эти вопросы родили следующие рассуждения, которые я хочу зафиксировать «на бумаге».


1. Ответственность за паству…
Необходимо всем нам помнить, что христианские лидеры, и прежде всего пасторы, безусловно, наделены определенной духовной властью, т.е. в другими словами, духовными правами. Однако, как водится, не бывает прав без обязанности, а обязанности без ответственности. Не стоит нам забывать, что, если мы христианские лидеры, мы ответственны не только за будущее наших церквей в целом. Говоря о пасторах, они, как отцы,ответственны  отчасти и за судьбы отдельных верующих, за их выбор, за их решения. Если кто-то из членов церкви решился на преступление, то в этом опосредованно есть и ответственность лидеров церкви. В противном случае, нет ответственности – нет и права, нет власти.

Известно, что родители несут всю полноту ответственности до определенного возраста детей. Получается, если в тех или иных обстоятельствах члены конкретной церкви станут антисемитами, то в этом будет и часть прямой пасторской ответственности. И если пасторы совершенно справедливо озабочены профилактикой греха, будь то супружеская измена или алкоголизм, то это автоматически подразумевает и профилактику греха антисемитизма. Как известно, лучшая профилактика греха – это привитие любви к Богу; все действует по принципу: больше света – меньше тьмы. Привитие, воспитание в членах церкви любви к еврейскому народу – лучший способ борьбы с христианским антииудаизмом: нельзя не любить то, что любит Бог!

Безусловно, христианские лидеры Европы 30-х – 40-х годов XX века ответственны за грех церковного молчания в период активного истребления еврейского населения.


2. Кровавое наследие…
Было бы неплохо всем нам, и в особенности христианским лидерам, знать христианскую историю и помнить ее суровые уроки. В частности, в данном разговоре нас интересует полная трагизма история взаимоотношений христиан и иудеев. Описание всех ужасов, страдания и гонений, что пришлось пережить евреям со стороны христиан, заняло бы несколько больших томов. Об этом много написано, много говорится. Вина христианства велика, очевидна и неоспорима. Стоит лишь вспомнить слова классиков: «руки наши в крови брата нашего Авеля», и еще «мы отвращали их от Христа». Однако…

Однако, большая часть из нас, христиан, склонна абстрагироваться от коллективной ответственности за христианские злодеяния. Самые распространенные ответы, это «А чО я!? Я им ничего плохого не сделал? Я евреев люблю!», а также «Так то были не настоящие христиане! Не рожденные свыше!».

Во-первых, это были самые настоящие представители церкви, самые настоящие христиане. Просто, к сожаленью, христианство было таким! И что самое важное, не стоит даже пытаться объяснять евреям, что христиане, которые издевались над их предками, были ненастоящие, понарошечные.

Во-вторых, важно осознать, хорошие мы или плохие, но у нас такое наследие, какое есть, его не изменить. Что поделаешь, такая нам досталась история – не белая и не пушистая. И тут дальше два выхода, или взять ответственность за содеянное предшественниками, или остаться в стороне. Выбор за нами. Думаю, что взять ответственность – правильнее, это по-взрослому.

Что значит взять ответственность? Согласно Евангельским текстам, это значит оставить свой дар, и пойти, прежде, примириться с обиженным братом. Лучшим примером для меня как нужно мириться с братом, остается пример Иакова, который выслал дары Исаву, прежде чем встретиться с ним и примириться.

Надо помнить еще один очень важный аспект. Если мы не возьмем ответственности, то не стоит и надеяться, что отношение евреев к христианам, и как следствие, иудеев ко Христу, завтра изменится. В противном случае, нас ждет разочарование не меньше Лютеровского. Позвольте два примера. В одном из разговоров с баптистским пастором города Карачаевска (Северный Кавказ), я немного лучше понял ситуацию в северокавказских республиках. Отношение к русским плохое, и как следствие плохое отношение к «русскому» Иисусу. Все дело в том, что со времен 100-летней русско-кавказской войны, когда многие кавказские лидеры были убиты в результате царской политики, русские ни разу не признали вины и не попросили прощения, т.е. не взяли ответственности, но предпочли остаться в стороне от давно минувших событий. А что было бы, если бы русские признали грех и попросили прощения перед кавказцами, прибалтами, поляками, финнами? Что было бы, если бы турки признали геноцид и попросили прощения у армян? А ведь до сих пор армяне с турками не сообщаются, хотя современные турки ничегошеньки плохого не сделали современным армянам; и минуло с тех пор много лет.

Одним словом, не стоит нам, христианам, ожидать изменения отношения к нам и нашему (в их глазах) Господу, если мы не возьмем ответственность за прошлые злодеяния и не сделаем шаг к примирению, и не только вербальный, а ощутимый! На нас во многом ответственность за их каменное сердце и станет ли оно плотяным…


3. Самый эффективный…
На самом деле, служение евреям – это единственно эффективный путь к сердцу и душе еврейского народа. Только так, и не иначе, без слов, через чистое богобоязненное житие!


4. Благословляющих благословлю…
И последнее. Есть небезосновательное предположение, что обещание "благословить благословляющих" эффективно действует и сегодня. Причем, если обратить внимание на контекст этого обетования, то оно относилось не к отдельным личностям, так или иначе относящимся к евреям, а к целым народам. Т.е. обетование, в контексте, распространяется на национальном уровне: народы и народ еврейский. И если Новый Завет христиан называет неким духовным народом, то, думается, что этот закон может действовать и на уровне церквей. Уже существует целый ряд свидетельств от поместных церквей о благословениях, предположительно связанных с развитием служения евреям. Также, довольно многозначительно выглядят совпадения, связанные с репатриацией евреев из бывшего СССР и пробуждениями. Так, например, первая волна пробуждения в СССР случилась как раз во время первой волны репатриации советских евреев 70-х. А вот когда евреи потоком хлынули на историческую и святую Родину в конце 80-х – начале 90-х, а нужно помнить, что это была самая большая волна репатриации за всю новейшую историю, церкви стали рождаться как грибы после дождя. Аналогии можно проследить и в царской России, и в историях других стран.

Одним словом, церкви, благословляющие еврейский народ могут рассчитывать и на ответное благословение с Небес!