Еврейская история и еврейская община

текстИстория

Во время учебы в международном учебном центре музея Яд Вашем мне посчастливилось услышать лекцию Ильи Лурье об истории еврейской общины. Я посчитал ее весьма интересной и полезной для нас христиан, почему и предлагаю прочитать конспект этой лекции.

Илья Лурье, историк, Израиль

 

У каждого народа своя история. У разных народов есть некая повторяющаяся структура развития. Но еврейская история особенная.
Что делает историю евреев особенной?
Избранность Авраама? Нет.
Монотеизм? Нет.


Длительность еврейской истории – это отличает историю еврейского народа. Какое самое первое научно подтвержденное историческое упоминание об евреях? 12 век до н.э. – стелла египетского фараона, говорящая о победе над евреями. То, что на протяжении многих веков евреи верили в исход из Египта и в другие библейские истории – главная особенность еврейской истории, а также то, что этот народ сохранил на протяжении многих веков единство веры, культуры и пр. Еще одна особенность: еврейская культура всегда была открыта для других культур и цивилизаций. Также и история евреев была под влиянием культур других народов, но, удивительно, она никогда не становилась историей этих народов.
Хороший тому пример, еврейский язык. Кроме иврита в рассеянии появились новые еврейские языки: идиш и ладино, рожденные под влиянием других наций. Но они не были языками этих народов, но исключительно еврейским языком.


Каким образом евреям удалось под давлением, гонениями других наций, не имея государственных структур, сохранить свою историю? Ответ - еврейская община. Еврейская община обеспечивала все необходимые инструменты для сохранения еврейской истории и культуры. Еврейский народ, согласно требованиям Торы, должен нести свет Торы другим народам, и именно община должна была мобилизовать еврейское общество для этих целей и вести его к ним.


Какие условия должны быть для того, чтобы общины могли существовать в других обществах? Давайте рассмотрим существование еврейской общины в средние века. Тогда общине со стороны правительств стран, в которые евреи были рассеяны, были предоставлены следующие условия:
- безопасность;
- стабильные экономические условия;
- автономия, независимость.


Почему такие условия предусматривались? Неужели власти так хорошо относились к евреям? Ответ: чтобы получить экономическую выгоду. Евреи приносили благополучие народам, их принявшим.
Именно евреи развивали в феодальное время городскую экономику: ремесла, торговлю и пр. Евреям тогда не запрещали работать на земле. Но для них было более выгодным работать в городе.


В феодальном государстве было возможно создание "государства в государстве". В это время еврейская община существует как особая "корпорация" внутри феодального государства, у которого нет единого закона. В это время формируются все институты еврейской общины и устанавливаются взаимосвязи с государством.
Автономия средневековой общины зиждется на 2-х столпах:
- традиция;
- власть, – община делегирует власть своим отдельным представителям.

Структура средневековой еврейской общины была следующей:
- глава общины, парнас;
- благопорядочные граждане, тувим;
- ревизионные органы, гадай;
Все это вместе называлось – кагал.
При кагале существовало много помощников для обеспечения деятельности общины.
Для обеспечения духовной деятельности кагал нанимал раввина. Это наемное лицо, раввин не являлся членом общины. Раввин обеспечивал образовательную функцию, содержал религиозную школу – ишиву, также раввин совершал духовный суд, осуществлял галаху, являясь председателем суда.

Кагал избирался голосованием всех дееспособных членов общины, имеющих достаток, бедняки и женщины в выборах не принимали участия.
Кагал назначал штадлана – человека, занимающегося связью с центральной властью, от которого много зависело, он также вел переговоры о сумме налогов с государством.

Такая структура функционировала весьма эффективно многие годы. Но на смену феодальным государствам приходят абсолютистские государства. Корпорации внутри государства разрушаются, государства в них больше не нуждаются.

Община из корпорации становится добровольным конфессиональным объединением, существующим на добровольные даяния. Защиты еврейской общины больше не существовало. Община стала больше культурной организацией.

Интеграция еврейской общины в абсолютистских государствах происходила весьма сложно и болезненно. Например, в России: введение ограничения на проживание евреев на территории России – черта оседлости. Был введен закон о службе евреев в российской армии, который определил для евреев срок службы с 12 до 45 лет.

Быстрое развитие экономики, требующей высокообразованных специалистов, позволило многим евреям выйти за пределы установленных государством ограничений. Но ограничения не были отменены. Эти изменения значительно повлияли на еврейскую общину, она изменилась, но не потерялась в истории еврейского народа, неся больше культурное, национальное значение, нежели религиозное.

Израиль, Иерусалим,
Музей Яд Вашем
08.12.2013