Евреи и история человечества

Эту 2-часовую лекцию мне посчастливилось услышать во время посещения группой российских пасторов музея Яд Вашем. Это короткий конспект, или некоторые сокращенные выдержки из этой лекции. Надеюсь, знакомство с этой лекцией, как и нам, вам будет полезно и интересно.

текстИстория

Зеев Дашевский,
еврейский религиозный философ

Почему Бог предпочел евреев для общения?


В дарованном на Синае Божественном тексте так много скрытого. Еврейские мудрецы говорят, что 1-я глава Библии, практически, не поддается объяснению. Но начнем с этой главы.


Давайте обратимся к разговору женщины со змеем. Змей его начинает неоднозначно: "Сказал Бог ни от какого дерева не ешьте". Что это значит?! Не есть совсем? Змей искушает женщину вступить в разговор. Что можно было ответить женщине? "Дано нам от всякого дерева есть, но к этому не прикасаться". Прикасаться?! Где об этом написано?! Скорее всего муж так сказал. Побеспокоился о безопасности жены. Оградил заповедь. Ева как бы сказала: "От этого есть нельзя, а то как бы нам не умереть". Это значит, что человек решил – Бог не милосерден, Он желает только зла, он строгий надзиратель. Искажается имя Бога.
Бог дает человеку первую заповедь. Человек нарушает ее. Наказание пришло на землю и на человека.

До 6-го дня творения мы ничего не можем сказать конкретно о днях: сколько времени они продолжались, тысячи или миллионы лет? Совершались миры и законы для их существования. Поэтому еврейское исчисление начинается от сотворения человека – творение мира закончилось. Сколько лет было Адаму сотворенному, сколько колец было на сотворенных деревьях – мы также не знаем.

"И стал человек живой" в переводе с арамейского – "человек говорящий духом". По традиции все человеческие души хранятся на небесах под престолом Божьей славы. Душа посылается сразу, как рождается человек. Наличие духа и материального тела дает человеку возможность разговорной речи. Это отличает человека от животного. В любой человеческой душе есть два начала – доброе и плохое. И выбор зависит от человека кого впустить в себя – добро или зло. Бог творит добро и зло, чтобы у человека был выбор. Змей был послан Богом, чтобы человек мог сделать правильный выбор.

Бог благословляет творение в первой главе, там Он просто называется Бог, во второй главе Он уже – Господь Бог, там Он проклинает и человека, и творение. Почему Милосердный Бог может проклинать, приносить зло? Благословение на иврите означает: передать возможность к расширению. Проклятие забрает эту возможность. Бог никогда не накладывает наказание только для наказания. Зачастую Бог наказывает человека для его благословения. Например, потоп.

Почему Бог поставил дерево познания добра и зла прямо в центре сада, а не где-нибудь в потаенном месте. Традиция вообще говорит, что два дерева (жизни и познания) были один в другом (дерево жизни внутри дерева познания). Без нарушения первой заповеди человек не познал бы Благодать вечной жизни. Без запретов невозможно воспитание человека. Если бы Бог дал человеку только положительные заповеди, тот бы не развивался, он бы не смог ориентироваться в созданном мире и Кто в нем старший.

Человек в предистории сделал три самых важных шага:
1. Изгнание Адама из сада.
2. Потоп. До потопа доживает потомство Каина. За частичное покаяние Каина Бог пообещал ему жизнь до седьмого поколения. За это время была создана человеческая цивилизация.
Все человечество произошло от одной пары, чтобы ни один человек не мог сказать, что он более избран и более важен, чем другой.
3. Третий шаг – строительство Вавилонской башни. Почему это событие такое же важное, как изгнание из рая и потоп? Каинова печать на том, для кого дело становится дороже человека. Вавилонская башня – первая попытка человечества построить империю. Для империи важно каждого человека заставить делать какое-либо одно большое дело и для нее самое страшное, когда человек задумывается: что он делает в этом мире. Самое важное в империи – участвовать в общем деле, все должны быть одинаковыми. Еврейская традиция говорит, что как лица не похожи друг на друга, так и люди не должны быть похожи друг на друга, они не могут похоже думать и похоже говорить, у каждого человека должно быть свое мнение.

Если все человечество соглашается что-то построить вместе без Бога, это не может не беспокоиться Бога. Вавилон – город касты, в центре башня, чтобы видеть, что происходит в окрестностях, обслуживающих город – идеальная человеческая структура для существования. Она существовала долго и существует сейчас. Первым человеком, который решил выйти из этой системы, первым ее диссидентом, стал Авраам.

Еврейский народ рождается в египетском рабстве – очень важно. Нам нужно помнить, к чему приводит рабство. Как только ты забываешь об этом, то сразу же пытаешься возвеличиться над другими людьми.
После грехопадения отношения в человечестве были разрушены.
Братские отношения начинаются строиться в семье Иакова. Этому посвящена вторая половина книги Бытие.
Через еврейский народ Бог начинает диалог с человечеством.