ДЕНЬ 5. ДВЕ ГОЛГОФЫ

текстКультура/традиция

В Иерусалиме есть две Голгофы. Одна, известная всему христианскому миру, находится в самом центре Старого города в храме Гроба Господня, вернее в том, что осталось от этого когда-то величественного здания после мамелюков, арабов, крестоносцев, турок, приходивших в Божий град с мечами, стенобитными орудиями и пожарами. Этот храм строила сама Елена, мама императора Константина. Империя в то время переживала глубокий политический кризис, выраженный в смертельном противостоянии Рима и Константинополя. Тогда-то, вероятно, мудрая Елена и посоветовала сыну создать то, на что он смог бы крепко опереться в этом противостоянии – новую религию Рима, подчинив ему многочисленные, но плохо организованные христианские общины.

Через триста лет после рождества Христова Елена приезжает в Иерусалим. От города времён Иисуса не осталось и следа. В 135 году после восстания Бар-Кохбы император Адриан разрушил его полностью, заставив рабов перепахать Иерусалим плугами. Это нимало не смущает Елену. Её задача – установить местоположение «святых мест», которые должны стать документальным подтверждением новой религии. Главное из них – Голгофа. Однажды она обнаруживает, как говорит традиция, кусок древесины, якобы имевший силу воскрешать из мёртвых, который был признан ею остатком креста, на котором распяли Иисуса, а место его обнаружения – Голгофой. Здесь Елена и строит невероятный по масштабам храм Гроба Господня, затмивший своей красотой дворцы и храмы Рима.

Ещё через десять веков монахами-францисканцами был определён Путь Скорби, ведущий к храму (или к Голгофе), Виа Долороса, известный сегодня каждому паломнику. На нём имеются места остановок (станций), указанных в Евангелиях. Поначалу их было девять, затем, по мере развития «христианской традиции», количество остановок или станций увеличилось до четырнадцати. Сегодня на Виа Долороса ты можешь увидеть христиан, охваченных религиозным экстазом, зачастую несущих на себе деревянные кресты, которые по сходной цене можно взять напрокат в построенных на каждом углу небольших соборах и церквушках. И никого абсолютно не смущает, что Скорбный путь проложен по улочкам 14-го века, по мостовым которых не могла ступать нога Господа!

Вторая Голгофа мало кому известна. Она находится сразу за Дамасскими воротами Старого города неподалёку от скалы, которая действительно внешне напоминает череп (на арамейском Голгофа – gulgalta, означает череп). Рядом со скалой обнаружена большая могила времён Иисуса, а также огромный водосборник, говорящий о том, что здесь когда-то был сад. По всему становится видно, что это место (называется оно «Сад могилы») более соответствует описанной в Евангелиях Голгофе. Но его хозяева, протестанты из Англии, на этом не настаивают. На дверях могилы они написали: «Его здесь нет, потому что Он воскрес».

Попадая на Виа Долороса, сейчас я "не падаю в обморок" от восхищения, как это чуть не случилось со мной в мою первую встречу с Иерусалимом. Сейчас для меня эта улица – лишь большой арабский рынок, не более. Просто теперь я знаю правду. Мне жаль людей, несущих на себе кресты по этой улице, целующих её камни и молящихся им. Дважды я был в храме Гроба Господня. В первый раз я пережил глубокое разочарование. Во второй раз заставил себя зайти туда, чтобы проверить – не ошибся ли при первом посещении (ведь не иссякает людской поток, может я чего-то не понял!). Тот, Кто живёт во мне, подтвердил, нет, не ошибся. Теперь я обхожу его стороной. Я понял: Его там нет. Нет в этом почерневшем от времени храме того, что дал на Голгофе Спаситель. Нет жизни.

А вот на второй Голгофе я бываю каждый свой приезд. Здесь с каждой группой наших паломников мы совершаем хлебопреломление. Удивительно, ищущие Господа приходят туда, где написано, что Его там нет, и находят Его! Он здесь повсюду: в зелени, цветах и тишине сада, в его удивительной атмосфере, будто пропитанной Его присутствием, в глазах и улыбках окружающих тебя братьев и сестёр, пришедших сюда из самых разных стран мира, прославляющих Его на своих языках. Здесь мы вспоминаем Его победное «Свершилось!», произнесённое с высоты креста и говорим Ему: «Да, Господи, свершилось! Мы живые свидетели тому!»


Здесь, в Израиле, я начал понимать, что каждому живущему на земле христианину надлежит выбрать свою Голгофу. Здесь я начал задавать себе вопрос: «А что выбираю я? Религию, выстроенную людьми, доктрины, создаваемые веками, раз и навсегда определившими какой есть Бог? Или веру, подразумевающую вечную тайну и вечный поиск Бога?»

Сделать выбор необычайно трудно. Но я должен его сделать…