Бог движим милостью

статьябогословие

Маттс-Ола Исхоел - cтарший пастор церкви «Слово жизни» в Москве, заместитель Председателя правления РОСХВЕ,
Президент ассоциации церквей в России


«Слово, которое было к Иеремии от Господа: встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои. И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать» (Иерем.18:1-4).


Господь берет Иеремию в дом горшечника, и говорит: «Наблюдай за ним». Тот начинает вращать кружало, своими руками формируя нечто. У него есть план, он хочет сделать замечательную вазу. У нас есть план для нашего служения, для нашей работы, для наших семей… Иеремия смотрит за этим: «Бог, хорошо все! Замечательные идеи!». Но внезапно глина разваливается в руках у горшечника. Такие замечательные планы были у горшечника, и вдруг он терпит неудачу! Никогда заранее не говори, что все будет хорошо. Ключ истории: вместо того, чтобы выбросить кусок глины, горшечник возвращает его на кружало, и начинает все заново с тем же куском глины. И он делает нечто замечательное.


Затем Господь начинает говорить Иеремии о Себе, о том, каков Он, о Его милости, о том, как начинать все заново. Когда кто-то терпит неудачу – это еще не конец. И Он начинает говорить об Израиле.


Вся книга Иеремии на самом деле рассказывает о падении Израиля, о том, как Бог пытался предупреждать его, пытался помочь ему сдаться вавилонянам, и как они противились Ему… Но посреди этого Бог учит: «Иеремия, ты должен понимать, каков Я. Если что-то не получается, - Я начинаю заново». «Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев» (Иерем.18:6).


Одна из причин, почему сегодня Церковь не понимает, как Бог работает с Израилем, почему многие христиане неспособны увидеть, как Бог работал с ними в прошлом, и как Он будет работать с ними в будущем в том, что они думают, что Израиль заслуживает падения. Что Бог будет разбираться с ними по их делам. Но Бог не такой. И не такой по отношению к Израилю. Та же самая милость, которая спасла тебя, та же самая благодать, через которую мы живем день ото дня, Тот же самый Бог, Которому мы служим – Он такой же и для Израиля. Призвание Божье (Рим.11) не только непреложно, Бог всегда призывает из Своей милости и благодати.


Иеремия оплакивает Иерусалим: они не слушают его, он предупреждает их снова и снова, но они отвергают Божье слово… Иеремия видит, как Иерусалим был сокрушен вавилонянами, как будет сожжен Храм, как Израиль перестанет существовать как нация… И он оплакивает его падение, он жалуется Богу… И прямо посреди этого плача: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» (Плач Иерем.3:22-23). Он говорит: неважно, как бы все ни было разрушено, неважно, сколько бы раз Слово Божье было отвергнуто за последние годы, - мы не исчезли! И причина этому – милость Божья. И это есть то, как мы, христиане, должны смотреть на историю Израиля.


Хочу сказать об Израиле прошлого, Израиле настоящего и Израиле будущего. Мы собрались здесь, чтобы поддерживать Израиль. В этом смысл Конференции. Но есть так много частей Тела Христова, даже здесь, в России, которые не видят то, что видите вы. И мы должны быть проповедниками, должны помочь им увидеть Слово Божье об Израиле, увидеть вещи, которыми сегодня я делюсь с вами, потому что это открыло мои глаза: Бог действует с Израилем в прошлом, настоящем и в будущем.


Об Израиле в прошлом. Когда мы читаем об Израиле в Ветхом завете, мы читаем об ошибках, об Израиле в пустыне, о том, как они упустили возможность войти в Обетованную землю, как они бунтовали против Моисея; мы читаем о временах, когда они находились на своей земле: сколько раз они падали в прелюбодеяниях, как Северное Царство проиграло сирийцам из-за греха народа, и как, в конце концов, Царство Иуды тоже упало перед вавилонянами… И мы начинаем думать так: плохая реклама Израилю… И часто мы, христиане, используем это против Израиля. Но эти истории помещены в Библии не для того, чтобы осудить еврейский народ, а чтобы мы могли научиться знать Бога и Его милость, каков Он есть. Что Он Бог, Который начинает заново, когда глина разваливается; Который открывает Свою любовь, Свою верность Своему Слову.


И в истории Израиля, конечно же, есть много замечательных вещей, есть  герои веры, понимание, что они несли Слово Божье в течение столетий для всех нас. Насколько же мы должники пред ними: они сохранили Божье Слово! Но во всех этих историях – Господь и Его милость. То, как Он являет Себя миру, Свой характер через Слово в Библии о народе Израиля; о Его верности Его Слову, о Его верности Его призванию; о милости Его, когда что-то ломается, и Его готовности всегда прощать и всегда начинать заново.  Это и есть то, что можно увидеть во всей этой истории Израиля. 


Об Израиле в настоящем. Точно так же и сегодня: мы живем в удивительное пророческое время, когда так много обетований становится реальностью. Мы можем поехать в Израиль и увидеть это собственными глазами.


Все, что происходит в Израиле сегодня – тоже по милости Божией. Это не потому, что кто-то «заработал», «заслужил», а потому что Бог исполняет Свое слово. «Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. Северу скажу: "отдай"; и югу: "не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил» (Ис.43:5-7). Бог говорит здесь: «Я собираю их ото всех народов», и это происходит на наших глазах. Говорит: «Всех, кого Я сотворил для Моей славы». Когда мы смотрим на Израиль сегодня, видим землю, где много замечательных вещей, но также видим землю, которая совершает ошибки. Видим народ, полный любви, и людей, которые делают вещи, которые не должны бы делать… И это не о человеке… Это все о Боге, о том, как Он действует сегодня по Своей благодати и к Своей славе.


Об Израиле в будущем. Есть много пророчеств об Израиле, о последних временах – об этом и наша Конференция: «Церковь и Израиль в последние времена». Это то, во что мы входим. Мы видим пророческие знамения вокруг нас, о которых Библия говорит, что они произойдут: обетования о возвращении евреев на землю Израиля, о преуспевании земли Израиля, о духовном восстановлении Израиля; Библия говорит о мессианском тысячелетии и о том, как Израиль станет центром поклонения Богу в мире; как нации, народы, города придут в Иерусалим и этот город станет благословением для всего мира… И многие христиане думают: «А почему они? А что они сделали, чтобы заслужить это? А почему не Молдавия? Почему там?»


«Ибо избрал Господь Сион, возжелал [его] в жилище Себе. "Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его» (Пс.131:13-14). Здесь Господь провозглашает: «Я избрал Сион! С этого места Я буду благословлять весь мир». Бог возжелал Сион – это то, как мы должны думать об Израиле в будущем. Он избрал его по той же самой причине, почему Он спас тебя.


Три вещи, которые каждый христианин должен знать о Божьем избрании Израиля, которые мы должны проповедовать нашим братьям и сестрам, Телу Христову, которое должно понять, чтобы быть способным смотреть на Израиль в прошлом, настоящем и будущем:


1) Бог всегда исполняет Свое Слово, что бы ни происходило в мире. То, что Он сказал Израилю – Он исполнит для Израиля, то, что Он сказал нам, Церкви, - Он исполнит для нас; то, что сказал определенным народам – исполнит народам. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр.22:13). И когда все будет исполнено – будет новый мир, пока хотя бы одно слово не исполнено – мы еще в ожидании.


2) Неважно, как бы сильно Бог ни избирал и ни благословлял Израиль, как много бы ни было обетований в Библии, как бы сильно Бог ни любил его, - Божья любовь к Израилю ничем не обделяет тебя. Израиль тебе не конкурент. Когда Бог отдает, у Него столько же остается, сколько было до этого. «Как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его» (Пс.102:11). Когда Господь говорит о Себе, Он говорит о Себе в терминах вечности, без границ – это то, каков Он есть! Мы с тобой можем любить и поддерживать Израиль, не теряя никакого благословения от Бога. 


3) Во всем, что делает Бог с Израилем (в прошлом, настоящем, будущем), во всем, что Он совершает в церквах, в твоей жизни, - ты увидишь одно: Его милость. Бог не движется человеческими причинами, Он движим милостью. Вот почему, когда все будет сделано и сказано, мы положим свои венцы к Его ногам и скажем одно: «Все, что было сделано, сделано Твоей любовью, Тебе да будет слава вовеки!».