БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ ОТ ПАВЛА

текстБогословие

«… Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое».

Такое наставление – нести Благую Весть не знающим Бога людям, - оставил каждому христианину Апостол Павел во втором Послании к Тимофею (4:5). Но что подразумевал он под словами «Благая Весть»?

Я часто бываю в Израиле, сопровождая группы паломников-протестантов из России. Во время этих поездок мы часто посещаем археологический парк Капернаум. Каждого прибывшего сюда человека встречает надпись, расположенная прямо на входных воротах: «Капернаум – город Иисуса». Новозаветные тексты утверждают, что именно в этом городе Иисус провел наибольшее время своего земного служения, здесь Он учил будущих Апостолов и совершил много чудес.

Главной экспозицией сохранившихся развалин древнего Капернаума являются сохранившиеся фундаменты дома Апостола Петра. О том, что это именно дом Петра свидетельствует древняя традиция почитания этого места. Дом состоял из нескольких жилых комнат. В одной из них ранние христиане 1-го века н.э. устроили домашнюю церковь, где совершались молитвы. Археологи утверждают, что богослужения в этой церкви продолжались до 4 века.

В 5-м веке вокруг фундаментов дома Петра была построена восьмиугольная в плане византийская церковь. Она просуществовала два века.

В 1982 году на этом месте была построена современная католическая церковь из железобетона и стекла. Мощные опоры здания приподняли ее над землей, прямо над остатками дома Петра и византийской церкви. Через стеклянный пол новой церкви можно увидеть их фундаменты. В тени этой церкви я собирал группу наших паломников и задавал им, казалось бы, несложные вопросы, на которые они не находили ответов.

Я показывал на фундаменты дома Петра, в котором Иисус общался с учениками, исцелял и изгонял бесов, и спрашивал: «Иисус проповедовал только Своему народу, евреям. Он запрещал входить в дом язычников. Как молились, во что верили и какую Благую Весть несли Его ученики людям?»

Потом я показывал на останки древней домашней церкви, где собирались первые христиане. К этому времени Иисус закончил свое земное служение. Еще не существовало Канона новозаветных текстов, по свету вручную распространялось более 20-ти текстов Новых Заветов самых различных авторов. Раннее христианство представляло из себя весьма пестрое сообщество, было весьма неорганизованным и весьма многочисленным.

И я снова задавал нашим паломникам тот же самый вопрос: «Как молились, во что верили и какую Благую Весть несли первые христиане? Делали ли они это в точности так, как делали ученики Христа, общаясь в домике Петра с Господом?»

А потом мы смотрели на огромный восьмиугольный фундамент византийской церкви 5–8 веков нашей эры. Это было время после Никейского Собора, на котором император Константин провозгласил: «Господь показал нам иной путь. С этого дня для нас не Иерусалим – Церковь-мать, а Рим – Церковь мать». Епископы приняли исповедание веры. Чуть позже был принят Новозаветный Канон. Начался процесс формирования теологии Церкви. В том числе и заместительной теологии.

И снова звучал мой вопрос: «Как молились, во что верили и какую Благую Весть несли христиане в византийские времена? Делали ли они это в точности так, как делали ученики Христа, общаясь в домике Петра с Господом?»

А потом я показывал на современное здание католической церкви, на множество находящихся вокруг нас христиан, приехавших в Капернаум из самых разных стран мира, показывал на каждого из участников нашей поездки: «А как молимся, во что верим и какую Благую Весть несем мы, сегодняшние христиане? Молимся ли и верим в точности так ученики Христа, общаясь в домике Петра с Господом? Несем ли мы миру ту же самую Благую Весть, с которой пришел в этот мир Господь?»

Всегда ответом на все эти мои вопросы было полное молчание.

Теперь мы можем вернуться к Апостолу Петру и к его наставлению для нас: совершать дело благовестника.

Мы знаем Апостола Павла как величайшего Апостола язычников, человека, через которого Бог начал созидание Церкви среди народов.

Но, безусловно, кроме этого, Павел был величайшим новозаветным пророком, которому Бог доверил открытие Своих тайн, касающихся последних времен, в том числе и тайны Христовой, о которой мы читаем в Послании к Ефесянам:

«Потому что мне через откровение возвещена тайна,… то вы можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта Апостолам Его во Христе Иисусе посредством благовествования, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело и сопричастниками его Во Христе Иисусе посредством благовествования, которого служителем сделался я по дару благодати Божьей…» (Еф.3:4-7).

Из данного места Писания мы можем увидеть, что тайна Христова, тайна спасения язычников была основанием той Благой Вести, с которой Апостол Павел обращался к язычникам, призывая их ко спасению. Именно служителем такого благовествования он являлся. Благовествование от Павла утверждало, что благодать Божья для спасения язычников заключалась в том, что пролитая на Голгофе Кровь Христа давала им возможность войти под обетования Нового завета, заключенного Богом с еврейским народом, и стать сонаследниками и сопричастниками его обетований вместе с Божьим Первенцем, евреями. В основе благовествования Павла лежала неразрывная духовная связь евреев и спасенных язычников. Мы можем вспомнить, как благовествуя тем и другим, Павел всегда начинал свои к ним обращения с упоминаний об Аврааме и праотцах еврейского народа, вспоминал историю Израиля, указанную в Писаниях.

Согласно историческим данным Послание к Ефесянам было написано в 60–63 годах н.э., т.е. в период расцвета служения Апостола Павла. После 70-го года н.э. нет более исторических упоминаний об Апостолах Павле и Петре. В этот год римские войска после трехлетней осады Иерусалима во время Великого еврейского восстания сломали оборону и ворвались в город. Тогда римляне уничтожили более 1 000 000 евреев. Историки полагают, что среди убитых были и великие Апостолы.

Считается, что самым поздним Посланием Павла является Послание к Римлянам, посвященное весьма сложным складывающимся взаимоотношениям евреев и христиан из язычников. Таким образом мы можем считать, что Послание к Римлянам было написано через несколько лет после написания Послания к Ефесянам, незадолго до смерти Апостола. Все это позволяет нам с уверенностью сказать, что понимание Тайны Христовой претерпевало развитие внутри Павла до самого конца его жизни, а, значит, менялось и его благовествование.

Вот что мы читаем в 11-й главе в Послании к Римлянам:

«Итак спрашиваю, неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их богатство миру, и оскудение их богатство язычникам, то тем более, полнота их. Вам говорю, язычникам, как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо если отвержение их примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?» (Рим 11:11-16).

Далее Павел описывает картину спасения язычников, обратившихся ко Христу. Он показывает их, как ветви дикой неплодной маслины, привившиеся к природной маслине, к еврейскому народу, и ставшие общником одного из корней этого дерева – Нового Завета, заключенного с домом Израиля и домом Иуды.

Мы можем видеть, как в процессе познания Павлом тайны Христовой его благовествование изменяется. Теперь он утверждает, что язычники стали сонаследниками и сопричастниками Божьих обетований, дарованных еврейскому народу не только потому, что, благодаря Крови Христа, они смогли войти в заключенный с евреями Новый Завет. Апостол Павел открывает нам картину спасения язычников, указывая и на другие невероятно важные детали.

Оказывается, чтобы пришло это спасение, евреям надлежало преткнуться и пасть. Именно через жертву преткновения и падения еврейского народа язычники должны были обогатиться познанием истинного Бога. Оказывается евреям надлежало преткнуться, упасть и пережить ожесточение ради нас. Но навсегда ли они ожесточены Богом? Никак! Согласно 25-го стиха 11-й главы Послания к Римлянам, ожесточение в Израиле будет происходить до тех пор, пока не войдет полное число язычников. А когда это исполнится, «весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова».

«Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами были помилованы» (Рим 11:30, 31).

Это и есть та Благая Весть, вмещающая в себя спасение язычников, жертвенное служение и спасение Израиля, которую доносил до язычников Апостол Павел в самые последние годы своей жизни.

Выполнили ли условия Павлова благовествования евреи? Да, в полной мере. Слышимое и сегодня эхо Холокоста говорит о том, что они до конца прошли время их ожесточения ради спасения язычников. Алия, Последний Исход евреев от концов земли в Обетованную им Богом Землю, свидетельствует нам о том, что времена ожесточения заканчиваются, что еврейский народ уже на пути своего спасения. Встреча Мессии и Его народа уже так близка!


Выполнили ли условия Павлова благовествования язычники? К сожалению, мы должны сказать: «нет». В 11-й главе Послания к Римлянам есть лишь два требования, указанные Апостолом Павлом к спасенным язычникам: возбуждать в евреях ревность по их Богу и не превозноситься перед природными ветвями Божьей маслины. К сожалению, мы знаем, что привитые ветви дикой маслины возгордились над природными ветвями, решив, что они не сонаследники, а единственные наследники Божьих обетований. Вместо того, чтобы возбуждать у евреев ревность, показывая им в своей вере и в своих делах свет Творца, историческая Церковь из народов родила заместительную теологию, породившую инквизицию, крестовые походы, погромы и, в конце концов, Холокост. Евреи, да и язычники, более не слышали благовествования от Павла. Отцы Церкви создали иное благовествование, в котором совершенно не упоминалось об еврейском народе. Навсегда ли это? Хочу ответить, как апостол Павел: «Никак!»

Мы с вами, любящие и благословляющие еврейский народ христиане, - живое свидетельство того, что наступили новые времена, когда Бог открывает Тайну Христову не только Своим избранным Апостолам, но каждому христианину, наполняя его сердце любовью к еврейскому народу, призывая его к молитвам и добрым делам для благословения Божьего Первенца. Таких сегодня на планете Земля миллионы. Когда евреи переживают их искреннюю любовь, слышат их молитвы, видят их добрые дела, когда они осознают, что христиане принимают их как Божий народ без каких-либо условий, они начинают видеть над ними свет их праведников. В них возбуждается ревность.

«Ибо если отвержение их примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?»

Мы живем в потрясающие времена. На наших глазах возгордившиеся ветви дикой маслины и отломившиеся ветви природной маслины вновь вместе прививаются в единое дерево. Язычники и евреи становятся сонаследниками и сопричастниками Божьих обетований. Великий и Всемогущий Бог возвращает в Церковь благовествование от Павла. Сердца отцов и детей обращаются друг ко другу, и уже слышна поступь грядущего Мессии.