ЛИЛИЯ РАТНЕР – ХУДОЖНИК-ГРАФИК, ИСКУССТВОВЕД

Лилия Николаевна Ратнер принадлежала к тому поколению людей, которые пережили самые страшные трагедии ХХ века… Как и всех евреев СССР, ее семьи коснулись и Холокост, и Гулаг, но она до конца жизни сохраняла оптимизм, веру в Бога и в человека, в созидательную силу искусства.

 

ЛИЛИЯ РАТНЕР – ХУДОЖНИК-ГРАФИК, ИСКУССТВОВЕД

(1929-2016 гг.)

 «БОГ ТАМ, ГДЕ СТРАДАЕТ ЧЕЛОВЕК…»

Лилия Николаевна Ратнер принадлежала к тому поколению людей, которые пережили самые страшные трагедии ХХ века… Как и всех евреев СССР, ее семьи коснулись и Холокост, и Гулаг, но она до конца жизни сохраняла оптимизм, веру в Бога и в человека, в созидательную силу искусства.

Личная боль

Лилия Ратнер знает о Холокосте не понаслышке… Тема Холокоста в ее творчестве – не просто философские рассуждения, а личная боль, касающаяся ее непосредственно. И репрессии, и Холокост прошлись по ее семье. Отец Лилии Николаевны чуть было не пострадал во время «дела врачей», но его только сняли с работы… Ее дядя, брат отца жил в Харькове, был репрессирован, его жена и сын погибли во время оккупации. Другой дядя, со стороны матери — крупный инженер, получивший одним из первых орден Ленина, был расстрелян после одного из первых показательных процессов, который описан в книге Фейхтвангера «Москва 1937». Его супругу сослали как жену врага народа, другие родственники по этой линии были убиты уже фашистами в Бабьем Яру в Киеве.

И как еврейка она остро чувствует боль и трагедию Шоа. Но как христианка она принимает на себя ответственность за Катастрофу. Именно в этом и состоит ее «Библейское послание». Когда-то Бог благословил потомков Авраама как избранный народ. Был ли этот народ святым? Был ли он лучше, умнее, выше других народов? Нет! Но Бог избрал его, чтобы в нем родился Мессия, Спаситель мира. Об этом говорили пророки, призывая народ быть верным Богу и нести Его спасение всем народам. Об этом говорят картины Ратнер из цикла «Холокост»: не забывайте, что в печах Майданека, Освенцима, Треблинки вместе с еврейским народом страдал Сам Спаситель.

Графика художницы передает трагедию и любовь к своему народу, который, искупая нас, возносится через печи крематориев к небесам. Бог там, где страдает человек, - говорила Ратнер.

«Я поняла, что такое любовь к ближнему. Это совершенно не забота о нем, не помощь ему… Это – увидеть в другом искру Божьего огня, которая в него вложена, и причаститься этому. Вот что такое любовь к ближнему. Мой друг священник Алексей Головченко сказал, что жизнь и смерть Иисуса Христа вложены в нас как некая программа, которая срабатывает от любви, как от детонатора».

https://www.pravmir.ru/vechnost-i-vremya-v-grafike-lilii-ratner/

«Народ Библии в Освенциме»

Размышления о выставке графических работ Лилии Ратнер (искусствовед Ирина Языкова)

 

 

1. Ворота в Аушвиц

Сколько поколений людей читает Библию. Величайшие художники вдохновлялись ею. «Эта книга, — писал Марк Шагал, — является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать». Свой библейский цикл Шагал называл «Библейское послание». Точно также «Библейским посланием» хочется назвать и графические циклы Лилии Ратнер.

Этих циклов два: «Пророки» и «Холокост». Над первым циклом Лилия Ратнер работала много лет, серия графических листов, посвященная Холокосту — это плод последних лет. Может возникнуть вопрос — разве Холокост связан с Библией? Для Лилии Ратнер такая связь не просто очевидна. Циклы «Пророки» и «Холокост» и родились как поиск ответа на вопрос о смысле истории и смысле каждой человеческой жизни, как попытка определить ту тонкую грань, когда прошлое становится настоящим, Священная история — историей каждого из нас. Этот смысл открывается, прежде всего, в отношениях Бога и человека, которые определили путь народа Израиля от времен Ноя, Авраама, Моисея, пророков и до сегодняшнего дня. Вне этих отношений невозможно понять и смысл Холокоста — величайшей трагедии ХХ века. В свете Библии истребление шести миллионов евреев оказывается не только следствием человеконенавистнической политики нацизма, но прямым богоборчеством, отрицающим Божью волю и попирающим Божественное достоинство человека.

2. Моисей и горящий куст 

3. Авраам и Исаак

Художественный прием, найденный Лилией Ратнер, прост и гениален одновременно: ранее уже изображенные библейские персонажи (из серии «Пророки») наложены на фотографии хроники военных лет с небольшими графическими дополнениями. И этот новый контекст придает уже известным ранее образам совершенно новое и неожиданное звучание.

4. Песнь Песней Соломона

5. Моисей

Переживая личные или исторические катастрофы, люди часто задаются вопросом: где же Бог, когда страдают невинные люди? Где был Бог, когда евреев, только за то, что они евреи, отправляли в газовую камеру?

6. Сон Иакова

Лилия Ратнер отвечает — Бог там, где страдает человек: в Освенциме, в Гулаге, в газовой камере, в ледяном карцере, под дулами автоматов, на кресте…

Холокост, или, как его называют евреи, Шоа (Катастрофа), случился не вдруг, не в безвоздушном пространстве, он не был плодом нашествия неземных цивилизаций, это произошло внутри христианской истории, в которой плевелы антисемитизма нередко заглушали зерна библейского откровения. Можно, конечно, оправдываться тем, что нацисты руководствовались отнюдь не Нагорной проповедью, да и христиан тоже немало пострадало в концлагерях. Однако это не меняет сути дела. Как не меняет его и то, что среди евреев далеко не все были цадиками и даже верующими людьми. Трагедия и Катастрофа остаются, и вопль миллионов жертв доходит до неба. Шоа — это факт не только еврейской истории, но и христианской, это продолжение Библии, продолжение диалога Бога и человека, вернее, спора бунтующего человека, не принимающего воли Божьей, человека, который сам хочет стать на место Бога.

7. Варшавское гетто

"Нет еврейского вопроса, есть христианский вопрос"! — говорила мать Мария (Скобцова). — Если бы мы были христианами, мы бы все надели желтые звезды!» В годы нацистской оккупации Франции эта православная монахиня спасала евреев, которым грозила отправка в концлагерь и смерть в газовых камерах, в конце-концов она сама приняла смерть в газовой камере концлагеря Равенсбрюк. Мать Мария была православной монахиней и на аллее Праведников возле музея Яд ва-Шем в Иерусалиме посажено дерево в ее честь.

Два треугольника: Звезда,
Щит праотца, царя Давида, —
Избрание, а не обида,
Великий путь, а не беда.
 
Знак Сущего, знак Еговы,
Слиянность Бога и творенья,
Таинственное откровенье.
Которое узрели вы.
 
Еще один исполнен срок.
Опять трубит труба Исхода.
Судьбу избранного народа
Вещает снова нам пророк.
 
Израиль, ты опять гоним.
Но что людская воля злая,
Когда тебя в грозе Синая
Вновь вопрошает Элогим.
 
И пусть же ты, на ком печать,
Печать звезды шестиугольной,
Научишься душою вольной
На знак неволи верой отвечать.
 
Мать Мария (Скобцова)
 
https://liratner.wordpress.com/about/народ-библии-в-освенциме/
подготовила Ольга Орешкина – модератор дистанционных курсов «Холокост» (январь 2019 год)