ЛИЛИЯ РАТНЕР – ХУДОЖНИК-ГРАФИК, ИСКУССТВОВЕД
(1929-2016 гг.)
«БОГ ТАМ, ГДЕ СТРАДАЕТ ЧЕЛОВЕК…»
Лилия Николаевна Ратнер принадлежала к тому поколению людей, которые пережили самые страшные трагедии ХХ века… Как и всех евреев СССР, ее семьи коснулись и Холокост, и Гулаг, но она до конца жизни сохраняла оптимизм, веру в Бога и в человека, в созидательную силу искусства.
Личная боль
Лилия Ратнер знает о Холокосте не понаслышке… Тема Холокоста в ее творчестве – не просто философские рассуждения, а личная боль, касающаяся ее непосредственно. И репрессии, и Холокост прошлись по ее семье. Отец Лилии Николаевны чуть было не пострадал во время «дела врачей», но его только сняли с работы… Ее дядя, брат отца жил в Харькове, был репрессирован, его жена и сын погибли во время оккупации. Другой дядя, со стороны матери — крупный инженер, получивший одним из первых орден Ленина, был расстрелян после одного из первых показательных процессов, который описан в книге Фейхтвангера «Москва 1937». Его супругу сослали как жену врага народа, другие родственники по этой линии были убиты уже фашистами в Бабьем Яру в Киеве.
И как еврейка она остро чувствует боль и трагедию Шоа. Но как христианка она принимает на себя ответственность за Катастрофу. Именно в этом и состоит ее «Библейское послание». Когда-то Бог благословил потомков Авраама как избранный народ. Был ли этот народ святым? Был ли он лучше, умнее, выше других народов? Нет! Но Бог избрал его, чтобы в нем родился Мессия, Спаситель мира. Об этом говорили пророки, призывая народ быть верным Богу и нести Его спасение всем народам. Об этом говорят картины Ратнер из цикла «Холокост»: не забывайте, что в печах Майданека, Освенцима, Треблинки вместе с еврейским народом страдал Сам Спаситель.
Графика художницы передает трагедию и любовь к своему народу, который, искупая нас, возносится через печи крематориев к небесам. Бог там, где страдает человек, - говорила Ратнер.
«Я поняла, что такое любовь к ближнему. Это совершенно не забота о нем, не помощь ему… Это – увидеть в другом искру Божьего огня, которая в него вложена, и причаститься этому. Вот что такое любовь к ближнему. Мой друг священник Алексей Головченко сказал, что жизнь и смерть Иисуса Христа вложены в нас как некая программа, которая срабатывает от любви, как от детонатора».
https://www.pravmir.ru/vechnost-i-vremya-v-grafike-lilii-ratner/
«Народ Библии в Освенциме»
Размышления о выставке графических работ Лилии Ратнер (искусствовед Ирина Языкова)
1. Ворота в Аушвиц
Сколько поколений людей читает Библию. Величайшие художники вдохновлялись ею. «Эта книга, — писал Марк Шагал, — является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать». Свой библейский цикл Шагал называл «Библейское послание». Точно также «Библейским посланием» хочется назвать и графические циклы Лилии Ратнер.
Этих циклов два: «Пророки» и «Холокост». Над первым циклом Лилия Ратнер работала много лет, серия графических листов, посвященная Холокосту — это плод последних лет. Может возникнуть вопрос — разве Холокост связан с Библией? Для Лилии Ратнер такая связь не просто очевидна. Циклы «Пророки» и «Холокост» и родились как поиск ответа на вопрос о смысле истории и смысле каждой человеческой жизни, как попытка определить ту тонкую грань, когда прошлое становится настоящим, Священная история — историей каждого из нас. Этот смысл открывается, прежде всего, в отношениях Бога и человека, которые определили путь народа Израиля от времен Ноя, Авраама, Моисея, пророков и до сегодняшнего дня. Вне этих отношений невозможно понять и смысл Холокоста — величайшей трагедии ХХ века. В свете Библии истребление шести миллионов евреев оказывается не только следствием человеконенавистнической политики нацизма, но прямым богоборчеством, отрицающим Божью волю и попирающим Божественное достоинство человека.
2. Моисей и горящий куст
3. Авраам и Исаак
Художественный прием, найденный Лилией Ратнер, прост и гениален одновременно: ранее уже изображенные библейские персонажи (из серии «Пророки») наложены на фотографии хроники военных лет с небольшими графическими дополнениями. И этот новый контекст придает уже известным ранее образам совершенно новое и неожиданное звучание.
4. Песнь Песней Соломона
5. Моисей
Переживая личные или исторические катастрофы, люди часто задаются вопросом: где же Бог, когда страдают невинные люди? Где был Бог, когда евреев, только за то, что они евреи, отправляли в газовую камеру?
6. Сон Иакова
Лилия Ратнер отвечает — Бог там, где страдает человек: в Освенциме, в Гулаге, в газовой камере, в ледяном карцере, под дулами автоматов, на кресте…
Холокост, или, как его называют евреи, Шоа (Катастрофа), случился не вдруг, не в безвоздушном пространстве, он не был плодом нашествия неземных цивилизаций, это произошло внутри христианской истории, в которой плевелы антисемитизма нередко заглушали зерна библейского откровения. Можно, конечно, оправдываться тем, что нацисты руководствовались отнюдь не Нагорной проповедью, да и христиан тоже немало пострадало в концлагерях. Однако это не меняет сути дела. Как не меняет его и то, что среди евреев далеко не все были цадиками и даже верующими людьми. Трагедия и Катастрофа остаются, и вопль миллионов жертв доходит до неба. Шоа — это факт не только еврейской истории, но и христианской, это продолжение Библии, продолжение диалога Бога и человека, вернее, спора бунтующего человека, не принимающего воли Божьей, человека, который сам хочет стать на место Бога.
7. Варшавское гетто
"Нет еврейского вопроса, есть христианский вопрос"! — говорила мать Мария (Скобцова). — Если бы мы были христианами, мы бы все надели желтые звезды!» В годы нацистской оккупации Франции эта православная монахиня спасала евреев, которым грозила отправка в концлагерь и смерть в газовых камерах, в конце-концов она сама приняла смерть в газовой камере концлагеря Равенсбрюк. Мать Мария была православной монахиней и на аллее Праведников возле музея Яд ва-Шем в Иерусалиме посажено дерево в ее честь.