«Антисемитизм в современном мире»

Материалы итоговой работы слушателя курсов Кондратьевой Марины Васильевны,г. Старая Русса, 2023

ВВЕДЕНИЕ

В 2023 году мир отметил 78 годовщину освобождения Аушвица. Живых свидетелей трагедии с каждым годом остается все меньше и меньше. Память об одном из самых чудовищных событий в истории человечества постепенно стирается, по объективным причинам уходя все дальше в историю.

Во время Второй мировой войны в газовых камерах Освенцима и в других концлагерях погибли шесть миллионов евреев, включая 1,5 миллиона детей. Эта трагедия стала кульминацией тысячелетней ненависти и дискриминации. Как могло такое случиться? Что привело образованных христиан-европейцев к созданию индустрии массового уничтожения евреев с использованием газовых камер и крематориев?

Огромное количество людей не знают о геноциде евреев во время второй мировой войны. Оказывается, о Холокосте слышала лишь половина взрослого населения планеты, а среди молодого поколения ситуация еще хуже. Вспоминать о том, что произошло – невыносимо тяжело. Проще забыть, сделать вид, будто ничего не было, можно не утруждать себя этими и подобными вопросами. Можно продолжать жить, молиться и верить в Бога так, будто не было двухтысячелетней теологии замещения, породившей крестовые походы и инквизицию, на кострах и дыбах которой был уничтожен не один миллион еврейских душ, будто не было Холокоста. Но, предавая забвению свое прошлое, человечество повторяет раз за разом свои трагические ошибки. Помнить о свершившимся – необходимо.

Подрастающее поколение должно знать об ужасах Холокоста, чтобы осознать, как легко можно подорвать наши общие человеческие ценности и разрушить демократические институты, особенно в период социальных и экономических потрясений. Они должны понять, что язык вражды может обернуться серьезными преступлениями.  

Нам необходимо сохранить память о трагедии Холокоста, чтобы не допустить повторения подобных преступлений и предотвратить любые проявления религиозной или национальной нетерпимости в будущем.

Ведь, антисемитизм - это проблема не только евреев, которую они должны решать в одиночку, это вызов всему современному миру.

 

Глава 1. Почему всегда евреи? Краткий экскурс в историю еврейского народа

Почему евреи? Почему именно они вовлечены в такой водоворот ненависти и предубеждений?

Язык иврит принадлежит к группе семитских языков, отсюда и определение евреев как семитов, и происхождение термина «антисемитизм».

Антисемитизм как феномен имеет глубокие исторические корни. Термин «Антисемитизм» впервые был употреблен в конце 70-х годов 19 века и объединил в себе все виды ненависти к евреям – и многовековую историческую и современную. «Антисемитизм» - ненависть к евреям как к народу или самому понятию «еврей».[1]

Н. Бердяев писал: «Еврейский вопрос не есть просто вопрос политический, экономический, правовой или культурный. Это вопрос неизмеримо более глубокий, религиозный вопрос, затрагивающий судьбы человечества. Это ось, вокруг которой вращается религиозная история».[2]

Когда задумываешься над причинами всеобщей ненависти к еврейскому народу, неизбежно приходишь к выводу, что антисемитизм — явление абсолютно иррациональное. Если в одних странах их ненавидят за то, что они бедны, нищи, то в других — за то, что они богачи, буржуи, эксплуататоры. Если на одном краю земли они внушают племенам, среди которых живут, отвращение своей крепкой верой, религиозным фанатизмом, то на другом краю света их считают распространителями опасного вольнодумства (примерно так последние сто лет относятся к евреям в России). В одних местах их ненавидят за безразличие к судьбе страны, в которой они живут, за политическую пассивность, в других же — там, где они активно участвуют в общественной жизни (как, например, в средневековой Испании и в Германии перед приходом Гитлера к власти), — их ненавидят именно за это. Так что логики в антисемитизме искать не приходится и объясняется это явление чрезвычайно просто: «антисемит — это кнут в руке Всевышнего, кнут, которым Господь наказывает еврейский народ за их грехи».[3]

Один из источников, в котором мы можем найти информацию о древней истории еврейского народа и окружавших его народностей – Священное Писание. Здесь воочию перед нам открывается вся трагичность существования этого избранного Богом народа, история его гонений и побед, единства и рассеяния.

Начинается все с Авраама, праотца всего еврейского народа. В языческом мире у каждого из народов был свой бог, которому они верили, который определял их жизнь, помогал, защищал, вызывал дождь, способствовал урожаю и т.д. Примечательно, что в те времена уважение человека к богу другого клана, по большей части, уважительное, как к своему богу, у них не было резкого отрицательного неприятия чужих богов. И вдруг появляется племенная (или семейная) группа людей, которая нарушает весь этот уклад, ход духовной истории. Они верят в единого Бога. Они перестают уважать чужих богов. Сбалансированное отношение к своим и чужим богам резко нарушается.

Это чувство само по себе вызывает неприязнь и недоумение у окружающих народов. Маленький народ (еще даже не народ) Авраама, гораздо менее развитый (они всего лишь пастухи), несомненно, был бы поглощен окружающими народами, если бы, не встал на защиту своих новых ценностей. Это и новая одежда, и правила кашрута, и жертвоприношения. Всегда у всех народов главным признаком дружбы и доверия была совместная трапеза. Евреи же не только вводят законы кашрута, но вообще отказываются трапезничать с кем бы то ни было. Они опасаются за нарушение заповедей, которые обязаны соблюдать. По сути, они отделяются от других народов. Что бы сохранять моноистический дух и веру во Всевышнего Бога они селятся отдельно и избегают, по мере возможностей, контактов с окружающими народами. Совсем контакты пресечь было невозможно, торговые, экономические, социальные и прочие, но им надо было держаться обособленно, чтобы не смешиваться с окружающим населением, совместно молиться, соблюдать свои традиции. Постепенно у окружающих народов стало формироваться отношение к евреям не просто как к одному из народов, а принципиально как чужеродному явлению.

Итак, причины враждебного отношения к евреям коренятся в глубокой древности и развиваются, в основном, в чисто идеологической, религиозной сфере. Но,  с того момента, когда после 325 года, христианство стало государственной религией Римской империи, вопрос  был  поставлен на уровне социума и государства: как относиться к еврейскому народу, который продолжает «не признавать христианство» и остается со своей исходной религией, – которая, вроде бы, и не должна быть верной, но и не может быть «совсем неверной», ведь Еврейская Библия продолжает считаться боговдохновенной и святой книгой, и соблюдение ее заповедей (т.е. иудаизм) не может быть совсем уж неправильным действием. Ввиду этого противоречия, классическое христианство стремилось удержаться «посередине». Для того чтобы одновременно и сохранить Ветхий завет в качестве боговдохновенной книги-фундамента, и при этом отказать ему в статусе действенного Завета с Богом, была разработана особая система, объявлявшая Ветхий завет «обетованием», «детоводителем» и «религией Закона», а Новый Завет, соответственно, – «реализацией» и «религией Благодати». Только в рамках такого урезания смысла еврейской Библии христианство могло продолжать считать себя «религией духовного прогресса, стоящей выше иудаизма».

Эта теологическая концепция сформировалась уже в первые века христианства, однако после 325 г. христианству как государственной религии требовалось определиться также в отношении к еврейскому народу, который упорно не соглашался отказаться от своего исходного Завета с Богом и принять прогресс «Нового Завета». И решение этой проблемы было найдено. Именно в это время Августин Блаженный (354-430 гг.), один из главнейших отцов христианской церкви, сформулировал концепцию (ставшую затем нормой отношения христиан к евреям более чем на тысячу лет), называемую «теологией презрения». Суть ее заключается в том, что евреи, действительно, были в древности избранным народом – но только, как считал Августин, до тех пор, пока не пришел Иисус. Когда же пришел Иисус, то евреи, не приняв его проповеди, потеряли свою избранность, и за это «отпадение от Бога» они были изгнаны из своей страны. Это изгнание, конечно же, имеет духовную, а не материальную причину: евреи изгнаны по повелению Бога, римляне же осуществили это лишь чисто технически, выполняя Божественное предназначение. Отметим, что и сами евреи тоже считали, что разрушение Храма и изгнание из Страны Израиля – это Божественное решение. В этом взгляды христиан и евреев были аналогичны, – притом, что причины и суть этого Божественного решения евреи, конечно, объясняли совершенно по-другому.

И евреи, и христиане претендовали каждый на истинность, правы или те или другие, третьего не дано. Но когда Римская империя провозгласила христианство своей официальной религией, христиане обрели силу и возможности утвердиться в качестве единственного наследника. Постепенно в церкви стала перекраиваться теология иудаизма. Начались гонения, кровавые погромы, притеснения, стали приниматься антиеврейские законы, не было числа кровавым наветам: евреев обвиняли в ритуальных убийствах христианских детей и использовании их крови для выпечки мацы, обвиняли в отравлении колодцев. Но все это носило локальный характер вплоть до начала 11века.

В1096 году, во время первого Крестового похода, начались прямые гонения, убийства целых общин. В августе 1096 года крестоносцы достигли города Кельн и полностью истребили еврейский квартал, который находился вблизи городской ратуши.

Сотни тысяч европейских евреев были убиты во время эпидемии чумы в 1347—1353 годах на том основании, что они якобы заражали чумой колодцы (из которых, между прочим, и сами брали воду). «И никогда не было «покоя ступне ноги нашей». В средние века нас  неоднократно изгоняли из европейских стран: из Франции — в 1306, 1394 гг, из Англии — в 1290 г, из Литвы — в 1495 г, из различных государств на территории нынешней Италии — на протяжении XV—XVI веков, из Испании — в 1492 г, из Португалии — в 1497 году».[4]

Испанских евреев вообще никто не хотел принимать. Одни из них были проданы в рабство, других сажали на корабли, которые выводили в открытое море и пускали ко дну вместе с живым грузом.

Оставившие все нажитое долгим трудом, обобранные до нитки, скитались евреи из страны в страну, пока не находили себе новое место, которое было для них таким же ненадежным жилищем, как и предыдущее. И все же велика милость Всевышнего: проходило несколько лет, и евреи устраивались, приспосабливались к условиям и начинали жить не хуже своих соседей. 

С начала правления в Польше короля Казимира IV (1310-1370), евреев стали принуждать селиться на восточных землях королевства (нынешняя Украина и Белоруссия). Здесь польская знать имела обширные поместья, и магнаты желали использовать евреев в качестве сборщиков оброков, податей и приказчиков. Польская шляхта желала выкачать из украинских крестьян как можно больше прибыли. Таким образом, были посеяны горькие семена межнациональной розни между украинцами и евреями, которые дали свои смертоносные всходы во времена погромов Богдана Хмельницкого в 1648-1649 годах, когда им были истреблены триста тысяч евреев Польши, Украины, Галиции.

Одна из наиболее агрессивных атак на еврейство со стороны христианской церкви была предпринята германским лидером протестантизма Мартином Лютером (1483-1546г.). Мартин Лютер, убедившись в несостоятельности своих попыток привлечения евреев к своему движению, резко изменил свое отношение к ним, он называл их дьявольским отродьем. В своей книге «Евреи и их ложь» он призывал весь христианский мир изгонять евреев из христианских государств, сжигать синагоги и разрушать дома.  В качестве практических мероприятий он предложил следующие семь  акций: «Во-первых, сжечь все синагоги и еврейские школы. Во-вторых, разрушить их дома и согнать их под навесы и в сараи. В-третьих, отобрать у них все молитвенники и талмудические книги. В-четвертых, под страхом смерти и отсечения рук и ног запретить раввинам учить евреев. В-пятых, запретить евреям свободно ходить по дорогам. В-шестых, запретить им давать денежные ссуды под проценты и отнять у них золото, серебро и все драгоценности. В- седьмых, я советую дать в руки всех молодых и здоровых евреев и евреек молотильные цепы, мотыги, лопаты, прялки и веретена, и заставить их трудиться и зарабатывать свой хлеб в поте лица своего, как это было завещано Адаму и Еве».[5]

Очередной этап антисемитизма связан с развитием дарвинизма, основанном на новых идея эволюции.

В середине 19 века появляется расизм, теория, объясняющая, что нации неравноценны, что разные народы находятся на разных ступенях иерархии развития. Новый политический антисемитизм приобрел оттенок антисемитизма «расового». Расовый антисемитизм можно назвать «классическим»: именно с ним связано возникновение самого понятия «антисемитизм», и именно его результатом стало крупнейшее проявление антисемитизма - Холокост.

В первой половине ХХ века основным источником и носителем расовой теории в Европе стал немецкий национал – социализм. На основе нацистской расовой теории в Третьем рейхе была разработана концепция расовой чистоты. Она послужила базой для проведения расовой политики фашизма, направленной на дискриминацию и уничтожение представителей так называемых «неполноценных рас», в первую очередь евреев. С учетом этого социального дарвинизма, евреи - уже не просто люди, которые распяли Христа, они по своей по природе, по генетике, натуре – это паразиты, тараканы, которых надо душить газом, как говорил Рихард Вагнер, гениальный композитор и один из самых страшных антисемитов в истории, оказавший существенное влияние на немецких национал - социалистов и лично Гитлера. Все их идеи, их упор на евреев, расизм, который вырос из всех предыдущих этапов, привел к самой огромной трагедии евреев – Холокосту, когда были убиты 6 млн. еврейских мужчин, женщин, детей.

 

Глава 2. Отношение к евреям на территории России

Ничего подобного не было в мировой истории: народ, в течение почти двух тысяч лет, подвергавшийся бесконечным преследованиям, уничтожавшийся физически и духовно, выжил и продолжает существовать, разбросанный по всем странам мира, но сохранивший при этом свою неповторимую индивидуальность. Ни один из историков не в состоянии объяснить, почему евреи до сих пор не сгинули, смешавшись с народами, среди которых жили. Эта загадка не давала покоя и русским писателям и философам.

«Я вспоминаю, что в дни моей юности, когда меня привлекало материалистическое понимание истории, когда я старался проверить его на судьбах народов, мне казалось, что величайшим препятствием для этого является историческая судьба еврейского народа, что с точки зрения материалистической судьба эта совершенно необъяснима. Нужно сказать, что со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен был бы перестать существовать. Выживание еврейского народа в истории, его неистребимость, продолжение его существования, как одного из самых древних народов мира, в совершенно исключительных условиях, та роковая роль, которую народ этот играет в истории, — все это указывает на особые мистические основы его исторической судьбы!»[6]

Достоевский, никогда не отличавшийся особой любовью к евреям, писал: «…Сильнейшие цивилизации в мире не достигали и до половины сорока веков и теряли политическую силу и племенной облик. Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое, мировое и глубокое, о чем, может быть, человечество еще не в силах произнести своего последнего слова».[7] О том же говорит и Куприн в своем рассказе «Жидовка»: «Удивительный, непостижимый еврейский народ. Что ему суждено испытать дальше? Сквозь десятки столетий прошел он, ни с кем не смешиваясь, брезгливо обособляясь от всех наций, тая в своем сердце вековую скорбь и вековой пламень. Пестрая, огромная жизнь Рима, Греции и Египта давным-давно сделалась достоянием музейных коллекций, стала историческим бредом, далекой сказкой, а этот таинственный народ, бывший уже патриархом во дни их младенчества, не только существует, но сохранил повсюду свой крепкий, горячий южный тип, сохранил свою веру, полную великих надежд и мелочных обрядов, сохранил священный язык своих вдохновенных божественных книг. Нигде не осталось следа от его загадочных врагов, от всех этих филистимлян, амалекитян, моавитян и других народов, а он, гибкий и бессмертный, все еще живет, точно выполняя чье-то сверхъестественное предопределение».[8]

Отношение к евреям на территории Российской империи было ничуть не лучше, чем в остальной Европе. Антисемитизм в царской России был государственной политикой.

По указу о натуральной воинской повинности для евреев, введенному в России в 1827 году, евреев призывали в армию с двенадцати лет. Этих детей называли кантонистами и в специальных батальонах и школах растили для русской армии. Еврейских мальчиков обычно направляли в самые суровые и самые отдаленные от родных мест школы кантонистов. В восемнадцать лет кантонисты становились солдатами, и все предыдущие годы в срок военной службы, которая сама по себе продолжалась двадцать пять лет, им не засчитывались. Этот указ действовал до 1856 года.

Во время Первой мировой войны на евреев западных губерний Российской империи обрушилось новое бедствие. Под предлогом нелояльности евреев царское правительство очистило от еврейского населения пограничную зону. Тысячи еврейских семей из Литвы и Латвии были принудительно отправлены в Россию.

«Их вывозили в товарных вагонах под конвоем. На сборы давалось 48 часов, часто не разрешали брать самые необходимые вещи; высланные подвергались издевательствам, их перевозили в товарных вагонах с надписью «шпионы».[9]

В те времена евреям не дозволялось проживать за пределами так называемой черты оседлости, существовали строгие квоты на поступление еврейских детей в светские учебные заведения.

Стала ли жизнь российских евреев легче после революции? И да, и нет. С одной стороны, существовавшие ограничения были сняты, черта оседлости ликвидирована. Евреи стали равноправными гражданами Советского государства, получили равные возможности с остальными нациями: учиться в университетах, выбирать место жительства и профессию, строить карьеру на государственной или военной службе, в науке и образовании. Евреи стали активно участвовать в политической, научной и культурной жизни многонациональной страны, среди них было много ученых, врачей, педагогов, артистов, художников.

С другой стороны, проводимая советской властью политика предполагала полную ассимиляцию евреев. Реализация в жизни страны стала возможной, но при условии отхода от национальных корней. Синагоги и религиозные школы закрывались, изучение иврита было запрещено.

Евсекция. Еврейская секция - это общее название еврейских организаций РКП (б): после революции коммунисты создали  национальные секции, которые должны были внедрять коммунистическую идеологию «среди своих», то есть на родном языке уговаривать людей «строить социализм». Члены Евсекции беспощадно боролись с «пережитками прошлого» - с верой своих отцов: закрывали синагоги и миквы, запрещали кошерный убой скота, сажали в тюрьмы тех, кто обучал Торе.

Лишенцы. «В конце двадцатых годов нас из квартиры выселили. Папа был раввин и потому стал «лишенцем» - его лишили «права голоса». И не только, права голоса, но и жилья. Детей «лишенцев» не принимали ни в вузы, ни на работу. Помню грустную историю (я прочел о ней в газете уже в мои студенческие годы): парень окончил университет, и тут выяснилось, что он из «лишенцев». Его спросили, почему он умолчал о своем социальном происхождении, и он объяснил, что хотел учиться. «Это не оправдание», - возразили ему, отдали под суд и приговорили к заключению.

«Мы тоже были лишенцы. В тридцать шестом нашу семью выселили из дома, а дом торжественно национализировали. Тогда мы жили в маленьком украинском городишке Межибоже. В свое время отец купил хороший дом, и теперь он приглянулся местному партийному начальнику. Отца посадили в тюрьму, а нас выбросили на улицу. (Из рассказа доктора Яакова Цацкиса)»[10]

Другого столь тяжелого периода, как тот, что пережили евреи советской России, в еврейской истории, пожалуй, не было. Эти преследования продолжались более семидесяти лет. Из других стран, где евреев преследовали, они могли хотя бы сбежать. Из советской России было не скрыться.

3 июля 1941 года в первом после нападения на СССР нацистской Германии публичном выступлении Сталина по радио прозвучало необычное для коммунистического лидера обращение «братья и сестры». Такое возвеличивание «государство образующего народа» было воспринято партийной номенклатурой как сигнал для очередной этнической чистки кадров. 17 августа 1942 года начальник Управления агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) Георгий Александров направил записку в секретариат ЦК, в которой критиковал «еврейское преобладание» в некоторых учреждениях культуры, требовал провести «обширную чистку». Он писал: «…В управлениях Комитета по делам искусств и во главе многих учреждений русского искусства оказались нерусские люди (преимущественно евреи). Неслучайно, что в консерваториях учащимся не прививается любовь к русской музыке, русской народной песне и большинство наших известных музыкантов и вокалистов (Ойстрах, Э. Гилельс, Флиэр, Л. Гилельс, Гинзбург, Фихтенгольц, Пантофель-Нечецкая) имеют в своем репертуаре главным образом произведения западноевропейских композиторов».[11] Александров предлагал «провести уже сейчас частичное обновление руководящих кадров в ряде учреждений искусства». Осенью 1944 года секретарь ЦК партии по организационным и кадровым вопросам Георгий Маленков направил партийным организациям страны директивное письмо, которое тогда прозвали «маленковским циркуляром». В нем перечислялись должности, на которые назначение людей еврейской национальности было нежелательным. Одновременно вводились ограничения на прием евреев в вузы.

24 августа 1941 года в Москве был проведен митинг видных представителей советского еврейства, который транслировался по радио. Деятели науки и культуры обратились к «братьям-евреям во всем мире» с призывом поддержать Советский Союз в борьбе с фашизмом, и это послание было услышано, на него откликнулись видные представители еврейских организаций Америки, Великобритании и Палестины.

Тогда же было принято решение создать Еврейский антифашистский комитет (ЕАК) под эгидой Совинформбюро, один из руководителей которого, Соломон Лозовский, и должен был курировать ЕАК. Публичным лицом и председателем этого комитета стал Соломон Михоэлс (с сентября 1941 года). Так, в феврале 1943 года было организовано пропагандистское турне представителей комитета Михоэлса и Фефера по США, Мексике, Канаде и Великобритании. Повсюду им был оказан восторженный прием, а поездка, помимо идеологических дивидендов, позволила собрать 32,8 млн долларов на нужды фронта.

В январе 1949 года кампания по борьбе с космополитами возобновилась с новой силой, и в это время она приобрела ярко выраженную анти-еврейскую направленность. 20 января куратор Еврейского антифашистского комитета и член ЦК ВКП (Б) Соломон Лозовский был исключен из партии, а 26 января арестован вместе с 14 другими членами ЕАК.

За два месяца до смерти Сталина, в январе 1953 года, была арестована группа известных московских врачей (Мирон Вовси, Борис Коган, Александр Фельдман, Александр Гринштейн, Яков Этингер и др.), евреев по национальности. Все они были обречены Сталиным на показательную кару. До суда в Кремле было сформулировано обвинение, одобренное 9 января того же года на заседании Бюро Президиума ЦК КПСС и изложенное в редакционной статье «Правды» от 13 января. Статья содержала два расстрельных обвинения: во-первых, в терроризме («сионистский характер террористической группы»), во-вторых, измена Родине («завербованы филиалом американской разведки — международной еврейской буржуазно-националистической организацией „Джойнт“»). Объявленная народу легенда гласила, что врачи-убийцы, по заданию врага, должны были сводить в могилу видных деятелей партии и правительства путем «неправильного лечения». 

Так называемое «дело врачей-вредителей», спланированное Сталиным как «Окончательное решение еврейского вопроса» должно было подготовить «общественное мнение» страны к выселению евреев из всех республик СССР в Якутию, в район Верхоянска (где морозы доходят до 68 градусов) и в другие районы Сибири и Дальнего Востока. Поблизости от Хабаровска уже стали строить бараки для приема ссыльных. Все партийные и советские учреждения, руководство всех железных дорог ждали только приказа свыше, чтобы осуществить задуманное. 6 марта должен был состояться суд над «врачами-убийцами», которых заставили признаться в несовершенных преступлениях, все, казалось, было готово к тому, чтобы заработали страшные жернова, которые должны были перемолоть еврейский народ в прах, — но 5 марта 195 года Сталин умер. «До сих пор злодею удавалось задуманное, все его замыслы воплощались в жизнь, но, когда он поднял руку на детей Израиля, не стерпел Всесильный. «Много замыслов в сердце человека, но сбудется то, что задумано Господом» (Мишлей, 19:21)».[12]

                                                  

Глава 3. Современная форма антисемитизма – отрицание Холокоста

Отрицание Холокоста не так уж и молодо: в 2017 году оно могло бы справить свое 70летие. После окончания Второй Мировой войны в исторической публицистике ряда европейских стран появились работы, подвергающие сомнению многие выводы Международного Нюрнбергского трибу нала над нацистскими преступниками. В большинстве стран их авторов называют «отрицателями Холокоста».

Первыми начали задавать тон французы - Морис Бардеше еще в 1947 году выступил в печати со своими сомнениями относительно подлинности хотя бы части документов Нюрнбергского трибунала о концлагерях: он первым «сообразил», что за нацистскими преступлениями стоят не идеалисты - эсэсовцы, а, исключительно суровые военные условия и вызванные ими истощение людей и эпидемии, а также, не в последнюю очередь, и сами узники  - люди, как известно, озлобленные и жестокие. В том же духе, но более изощренной была аргументация Поля Ра, депутата французского парламента. В 1948 году он выпустил книгу  «Пересечение черты», в которой, не отрицая политику террора и уничтожения евреев в концлагерях, вину за все это переложил на так называемых «функциональных узников» — капо, старших по баракам, блокам. К тому же он отказывал в достоверности любым свидетельствам очевидцев — в принципе.

В самой Германии в 1952 году в Тюбингене д-р Херберт Граберт основал Институт немецкой послевоенной истории, а в 1958 году в Ганновере был учрежден Комитет по восстановлению исторической правды, не стеснявшийся в адрес еврейства и таких знакомых выражений, как «раковая опухоль на теле народа».

В конце 70-х начинается новый этап в отрицании Холокоста. В 1979 году в США был создан Институт пересмотра истории, целью которого была переоценка итогов Второй мировой войны, реабилитация Гитлера и его идеологии. Став международным центром ревизионистов, на ежегодные конференции, организованные институтом, съезжались представители неонацистских и откровенно расистских организаций со всего мира.

Одной из центральных фигур среди отрицателей Холокоста, бесспорно, является Эрнст Зюндель, фоторетушер по первоначальной профессии.  Его перу принадлежат книга «Гитлер, которого мы любили и почему». Зюндель рано осознал роль СМИ в их общем деле. Основанное им в 1976 году в Торонто издательство вскоре стало едва ли не самым крупным в правоэкстремистской среде: оно выпускает и рассылает в Германию и по всему миру не только труды отрицателей, но и прочую антисемитскую и расистскую литературу, а также записи речей Гитлера, фильмы и песни того времени и фильм «Немец и еврей посещают Аушвиц». С 1990 года он пропагандирует свои взгляды по радио, а с 1994 года - в Интернете. В Канаде Зюнделя уже несколько раз судили.

Для многих неискушенных пользователей Интернета, информация, подготовленная отрицателями Холокоста, является первой, наиболее доступной и часто единственной, относящимися к теме Холокоста.

СССР, продолжая «традиции» еще царской России, практиковал антисемитизм в более «гуманном» виде - как систему гласной и негласной дискриминации и запретов.

Если немецкие нацисты изводили «циклоном Б» именно еврейскую расу и упивались именно еврейской кровью, то большевики постарались вытравить именно этническую компоненту чудовищного преступления, совершавшегося в Аушвице или Бабьем Яру. Политика заключалась в подмене одной конкретной группы жертв (евреев) другою, куда более расплывчатой — «советские люди» или «мирные граждане». Имея на руках практически исчерпывающую информацию, СССР  выпустил 8 мая 1945 года сообщение «О чудовищных преступлениях германского правительства в Освенциме», в котором говорилось о том, что, за время существования Освенцимского лагеря немецкие палачи уничтожили в нем не менее 4 миллионов граждан СССР, Польши, Франции, Югославии, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Голландии, Бельгии и других стран. Катастрофа мирных советских граждан! Катастрофа — но без евреев. Когда же война закончилась, то запрету подверглись и сама память о Холокосте, и ее увековечение.

Ученый - изобретатель В. Фундатор, один из создателей знаменитого танка Т - 34, лишился работы из-за намерения установить памятный знак в родном белорусском местечке Червень, а семеро вознамерившихся создать памятник в Одессе получили по 8–10 лет лагерей за создание «антисоветской и националистической организации». В 1948 году убили Михоэлса и было окончательно отказано в издании «Черной книги», в 1949 году — закрыли Еврейский музей в Вильнюсе.

Применительно к Холокосту идеологический ответ советской власти был выдержан в своеобразно интернационалистском духе: им было отказано и в признании целого ряда их гражданских и человеческих прав, в том числе и права на память. В вопросах историографии и увековечения памяти жертв названный «интернационализм» воплощался в том, что еврейские жертвы никак не обозначались: их вербальным заместителем стали выражения «мирные граждане» и, особенно часто, «советские люди». Тем самым до сознания доводилось: Холокост не уникален, фашисты уничтожали всех советских граждан, среди которых были и русские, и украинцы, и татары, и поляки, ну и евреи тоже.

Мария Альтман, автор книги «Отрицание Холокоста. История и современные тенденции» (2001) пишет: «…все, что происходило с этой темой в исторической науке и публицистике на протяжении предшествующих лет (50–80х годов) вполне можно квалифицировать как разновидность отрицания Холокоста. Это выражалось в замалчивании и сокрытии как самого факта Холокоста (прежде всего — советских евреев), так и имеющихся в государственных архивах документальных свидетельств об этом».[13]

Вплоть до конца 1980-х годов Холокост как историческое явление и как предмет исследования оставался запретной для советских историков зоной. В итоге, это событие не было в должной мере осознано, не сформировалась преемственность в его изучении, утратилась связь поколений.

Российские парламентарии, как показал проведенный среди них в 2007 году опрос, почти единодушно высказались против введения уголовной ответственности за отрицание Холокоста. Они считают, что он относится к этической, а не к уголовно-правовой сфере. Они не оспаривают Холокост как трагедию еврейского народа, но, поскольку многие другие народы, по их мнению, пережили трагедию не меньшую, то нет никакой нужды как-то особо выделять Холокост, и правильнее была бы другая формулировка закона — за отрицание фашизма и его зверств. Иными словами, в ядре аргументации, как видим, снова лежит непризнание - ни Шоа, ни ее исторической уникальности.

Такой подход, к сожалению, дает немало возможностей и предпосылок для распространения идей отрицателей Холокоста. Выросли целые поколения, искренне убежденные, что нацисты не делили своих жертв по национальному признаку. Именно поэтому знания о Холокосте должны стать неотъемлемой частью образовательных программ по отечественной истории. И в этом смысле создание в Москве в июне 1992 года Научно-просветительского центра «Холокост» - знаменательное событие для нашей страны.

Центр и Фонд «Холокост» организовывают международные научные конференции и  образовательные семинары. Ежегодно проводятся международные конкурсы работ о Холокосте и международные конференции школьников. Документы и предметы, собранные Фондом, были положены в основу первой документальной экспозиции в Мемориальной синагоге на Поклонной Горе.

Мемориальные проекты Российского еврейского конгресса «Вернуть достоинство» в рамках которого христиане и евреи ставят памятники на местах убийства евреев, призваны вернуть право на память (о чем говорилось выше в работе). За последние 12 лет, в которые существует Иудейско-Христианский диалог, на территории России, бывшей под оккупацией, освоено 92 проекта.

 

                                             Заключение.

Размышляя о природе антисемитизма, сегодня все больше понимаешь, что нельзя стоять в стороне, нельзя молчать, нельзя бездействовать. Попустительство всегда приводит к предрассудкам, а предрассудки питают ненависть и приводят к убийствам.

Сегодня отрицание Холокоста обретает самые разные формы, включая умаление, пренебрежение или искажение событий Холокоста. Например, в Хорватии официально ставится под сомнение количество жертв в концентрационном лагере Ясеновац. В Словакии делаются попытки некоторых сил реабилитировать Словацкое фашистское государство времен войны (союзника нацистской Германии во время второй мировой войны) и ведущих политиков этого режима, при этом называя исторической ложью депортацию 70 000 словацких евреев в лагеря смерти.  Министр образования Польши отказался признать, что польские граждане несут ответственность за убийство своих соседей-евреев во время антисемитских погромов в Едвабне и Кельце во время и после второй мировой войны. Эти комментарии прозвучали вскоре после 75-й годовщины массового убийства в Едвабне, где 10 июля 1941 года 350 евреев были убиты своими соседями-поляками, когда город был в нацистской оккупации. 

Публичное отрицание, умаление, оправдание или восхваление Холокоста, преступлений геноцида и преступлений против человечности должны считаться уголовными преступлениями в тех странах, где они таковыми пока не являются. Информированное и честное обсуждение коллаборационизма и сговора в прошлом по уничтожению евреев, которое осуществлялось на национальной почве – все это необходимо для преодоления прошлого. Политические деятели и политические партии также должны подвергаться преследованиям за антисемитские заявления и возбуждение ненависти.

Антисемитизм является угрозой современному обществу. Лишь осознав прошлое, мы сможем с надеждой и уверенностью смотреть в будущее. Обучение истории Холокоста должно стать неотъемлемой частью программы школьного образования, а преподаватели должны проходить конкретную подготовку по этой теме.

Наша обязанность – помнить о прошлом для того, чтобы оставаться бдительными в отношении будущего. Воспитание памяти о Холокосте – это важнейшая гарантия не повторения истории и серьезных нарушений прав человека.

Писание учит нас быть не только слушателями, но делателями. В этом году в краеведческом музее г.Сольцы Новгородской обл. 27 января 2023 года нами была проведена встреча с местными жителями  на тему: «Холокост. Это не должно повторится», посвященная памяти жертв Холокоста и восстановления Израиля.

Содержание встречи:

1 часть:

- рассказ ведущего (о Международном дне памяти жертв Холокоста, о важности сохранения памяти жертв Холокоста);

- демонстрация презентации «Правда о Холокосте» с комментариями ведущего;

- выступление Л.В. Белых «Биркенау. Дорога к лагерным воротам» (воспоминания о поездке в Польшу);

  1. Посещение на дому малолетней узницы лагеря Аушвиц Ларисы Исаковны Брага. Лариса Исаковна рассказала о тяжелой судьбе всей ее семьи, показала справку о расстреле 17 января 1942 года немцами ее отца Исаака Семеновича Вейсмана в районе Молочковского бора Солецкого района Новгородской обл.
  2. Посещение памятного камня, установленного на средства Новгородской еврейской общиной и возложение маленьких камней памяти расстрелянным евреям во время ВОВ.

В следующем учебном году мы планируем обратится в Управление образования нашего города с просьбой о разрешении проведения «Урока памяти», посвященного Дню памяти жертв Холокоста в техникуме, организовать для детей  воскресной школы урок о Холокосте и экскурсию к мемориалу, месту захоронения евреев нашего города, погибших во время ВОВ, провести служение в церкви 27 января, в день памяти о Холокосте и принять участие в молитвенном марафоне.

                                      

        Список использованных источников:

  1. www.yadvashem.org/ru/holocaust/lexicon/antisemitism.html
  2. www.istok.ru Зильбер И. Чтобы ты остался евреем. Воспоминания
  3. www.istok.ru Зильбер И. «Пламя не спалит тебя»
  4. Андрес У. Антисемитизм как неизменное явление истории.
  5. Н.Бердяев, «Смысл истории». Обелиск, Берлин, 1923, стр. 105—106. Бердяев Н.А. Христианство и антисемитизм:  Религиозная судьба еврейства. Париж; Религиозно-философская академия: 1938, с.2
  6. «Дневник писателя за 1877 год», Берлин, изд. И.П.Ладыжникова, 1922, стр. 124.
  7. Собр. соч. в 6 т., ГИХЛ, М., 1957, т. 3, стр. 225.
  8. Краткая еврейская энциклопедия, т. 7. Иерусалим.
  9. 9. liberal.ru  Государственный антисемитизм в СССР
  10. Альтман М., «Отрицание Холокоста. История и современные тенденции» (2001)
  11. www.оsсe.org Преподавание тем Холокоста и антисемитизма

[1] https://www.yadvashem.org/ru/holocaust/lexicon/antisemitism.html

[2] Бердяев Н.А. Христианство и антисемитизм:  Религиозная судьба еврейства. Париж; Религиозно-фиософская академия: 1938, с.2

[3] www.istok.ru   Зильбер И.  Чтобы ты остался евреем. Воспоминания

[4] Зильбер И. «Пламя не спалит тебя»

[5] Андрес У. Антисемитизм как неизменное явление истории.

[6] Н.Бердяев, «Смысл истории». Обелиск, Берлин, 1923, стр. 105—106.

[7] «Дневник писателя за 1877 год», Берлин, изд. И.П.Ладыжникова, 1922, стр. 124.

[8] Собр. соч. в 6 т., ГИХЛ, М., 1957, т. 3, стр. 225.

[9] Краткая еврейская энциклопедия, т. 7. Иерусалим.

[10] www.istok.ru  Зильбер И.  Чтобы ты остался евреем. Воспоминания

[11] liberal.ru  Государственный антисемитизм в СССР

[12] www.istok.ru Зильбер И. «Пламя не спалит тебя»

[13] Альтман М., «Отрицание Холокоста. История и современные тенденции» (2001)