История Марины

27.05.2023 440

Продолжаем нашу новую рубрику «Истории Алии». Описываемые события произошли ровно 20 лет назад в 2001 году. К большому сожалению, фотографии не сохранились. До Великой Отечественной войны в Украине под Житомиром жила еврейская семья Портных. Отца забрали на войну, мать сильно болела и, как случалось с тысячами семей, война разлучила и раскидала всю семью. Герои нашего рассказа – две сестры, Галина, ей тогда было 10 лет, и Марина, б лет. В первый раз они разлучились на 15 лет. Они искали друг друга, и с Божьей помощью встретилисьуже в 1956 году. Случилось это вот как. После того как отца забрали на фронт, младшую Марину отдали в детский дом, а Галю взяла к себе на воспитание тетя: состояние здоровья у матери ухудшилось, и она не могла сама воспитывать детей. Детский дом эвакуировали на Урал в Пермь, а Галя с тетей ухала подальше от фронта в Узбекистан. После войны Галя с тетей вернулись под Житомир, Марина осталась жить в Перми. Так они и жили. Марина поступила в медицинское училище. Вот только в паспорте Марине вместо отчества Александровна поставили отчество Ивановна. Однажды к ней подошла подруга и сказала: «Мне кажется, мы с тобой земляки, из одного города». Позже подруга поехала в гости к дяде в тот самый город и в синагоге нашла мужчину, который знал семью Портных. Мужчина пошел к Галине и сказал, что нашлась ее сестра. Он показал фотографию, и Галя узнала сестру. Так они нашли друг друга. Шел 1956 год.

С этого времени сестры стали навещать друг друга. Галина вышла замуж, Марина поступила в медицинский институт и, закончив его, стала работать врачом. И хотя они жили очень далеко друг от друга – Галя в Украине, Марина на Урале – они не забывали друг друга. Но на этом их история не кончается. Последняя их встреча перед очередным долгим расставанием произошла в 1976 году, когда Марина гостила у Гали на Украине. В последние годы СССР в 1990 году Галя, а точнее Галина Александровна (к этому времени ей уже было 61 год), со всей своей семьей репатриировалась в Израиль. Марина не понимала этого решения, а Галя не могла по телефону всего ей объяснить – такие были времена. Люди, которые эмигрировали из СССР, считались предателями. Так начался новый этап в жизни Галины. Тогда они еще не знали, что самое страшное ждало их впереди.

Условия жизни Марины ухудшились. Она жила в общежитии и ждала очередь на квартиру. Марина так и не вышла замуж). Соседкой Марины в общежитии оказалась алкоголичка, которая всеми силами пыталась выжить ее из комнаты. В это же время Марину обворовывают, пропали все ее документы. В результате этих передряг у Марины развилось психическое расстройство. Советская система не знала, что делать с такими людьми, вскоре Марину отправили в специализированный интернат, находившийся в глухой деревне за сотни километров от Перми. В направлении врачи написали, что она БОМЖ. В других документах писали, что у общежития обвалился угол, и что ей, якобы, негде жить. Позже выяснилось, что у Марины подошла очередь на получение отдельной квартиры, и кому-то из власть имущих очень уж захотелось ее получить, запрятав «душевнобольную» куда подальше. Так сестры вновь потеряли друг друга.

Кто знает, что такое интернат для душевнобольных в деревенской глуши, тот понимает, что человек был вычеркнут из жизни, из общества, и найти его бывает практически невозможно. Однако, Галина, которая уже находилась в Израиле, не теряла надежды найти сестру. Господь снова помог им. В 2000 году Галя наконец узнала адрес интерната и даже смогла переговорить ссестрой по телефону. Галя обратилась в посольство Израиля в Тель-Авиве – консул подтвердил, что ее сестра имеет право на репатриацию. Оставалась проблема: кто поедет в эту «глухомань», чтобы сделать заграничный паспорт Марине? Галя обращается в отделение Сохнут в Перми. Они направили сотрудницу, которая, вернувшись, заявила, что больше не поедет в это ужасное место. И тогда Галине посоветовали обратиться в «Эвен-Эзер» в г. Екатеринбурге. Так впервые, по телефону, мы познакомились с Галиной Александровной. Первой нашей задачей было сделать Марине загранпаспорт. Нужно отметить, что мы «битый час» потратили на то, чтобы на карте найти хотя бы приблизительно, где находится эта деревня Юрич. Смогли найти лишь районный центр Карагай. Был назначен день и час выезда, но... Господь вышел на встречу. В очередной раз связавшись с администрацией интерната, узнали, что один из социальных работников сделал Марине паспорт. Прошло еще шесть месяцев, прежде чем Анатолий, водитель Сергей и прилетевшая из Израиля Галина отправились, чтобы вызволить Марину из этого ада.Проезжая через Пермь, мы по какой-то малозначительной причине решили заехать в Государственное Управление Социального обеспечения Пермской области, и случилось чудо – там мы встречаемся с директором этого психоневрологического интерната. В тот день она не собиралась возвращаться в диспансер, а без ее приказа нам Марину не отдали бы. Как назвать это, как не Божье водительство! Это был просто удивительный путь пройти через все бюрократические препоны! Еще 4 часа мы по красивейшим таежным местам добирались до деревни Юрич. Это были прекрасные часы наслаждения красотой Божьего творения. Но...

Но вот мы, изрядно устав и десяток раз заблудившись в проселочных дорогах без указателей, наконец, добрались. Все наши прекрасные ощущения затмила увиденная картина жалкого безнадежного существования больных душ. Преодолевая страх, мы окликнули стоявших во дворе больных, и, узнав где находятся врачи, вошли в первый из четырех больничных корпусов барачного типа. Галина, увидев одержимых кричащих людей, увидев условия их существования, чуть не падает в обморок. Извините за подробности, туалет находился прямо в спальных помещениях, не имел унитаза, просто дыра в полу,ужасная вонь перебивала все остальные запахи. Галину поддержало только ожидание долгожданной встреча с сестрой после 24 лет разлуки.

Слава Богу, сборы были не долгими, да и собирать было нечего: все, что было на Марине и пакетик в руках, вот и весь ее скудный скарб. На прощание мы услышали свидетельство медсестры, которая немного рассказала нам про Марину. Она сказала, что она держалась лучше всех, не теряла надежду, что ее найдут и заберут. Эта надежда сохранила Марину от полного умопомешательства. После общения с Мариной мы и сами убедились, что Господь сохранилее разум за 6 лет, проведенных в «психушке»! Слава Богу!

Несколько больных вышло проводить Марину, они даже некоторое время бежали за машиной: им тоже мечталось о том, чтобы кто-то их забрал. Со слезами на глазах от радости воссоединения сестер обратный путь не показался нам долгим. За десять часов возвращения в Екатеринбург, ничто в поведении Марины не говорило нам о ее заболевании – Марина вполне адекватный человек, с которым приятно было поговорить. Это было прекрасное время для нашего общения с сестрами, мы с водителем Сергеем рассказывали о Божьей любви к Израилю, засвидетельствовали о том, что Бог хранил их на всем этом скорбном и долгом пути длинною в 24 года, чтобы вновь соединить! На момент воссоединения Галине было уже 71, а Марине 67 лет.

В Екатеринбург мы приехали в третьем часу ночи, а уже утром консул государства Израиль выдал Марине визу на постоянное место жительства. А еще через сутки Марину уже встречала Святая Земля, на которой обитает Великий Израилев со Своим избранным народом. Вот такой не самый простой получился путь Алии!